Лекции, концерты


13 февраля состоялась вторая лекция цикла “Художники России 19-го века. Судьбы на фоне эпохи”, совместная работа Дома ученых и Дубненского филиала Фонда культуры. Лектор – искусствовед, академик РАЕН В.Г.Кисунько в этот раз посвятил свою беседу жизни и работе Александра Иванова, Карла Брюллова и Павла Федотова. Самой сложной была жизнь А.Иванова. После дипломной работы “Иосиф излагает сны” перед ним встал вопрос, поедет ли учиться и писать в Рим, или в Сибирь на каторгу (последнее было вполне возможно, ибо на заднем плане картины виднелись виселицы, напоминавшие о недавнем восстании декабристов). В Риме он оставался почти 30 лет, все собирался вернуться “после реформ”. Вернулся в Петербург в 1858 году, выставку его картин не приняли, и через 13 дней умер. Художника признали сразу после смерти.

Много времени лектор уделил осмыслению картины К.Брюллова “Последний день Помпеи”. Слушатели должны были вспомнить, какие именно персонажи, предметы, здания указывают именно на последний день. Именно вспомнить, потому что слайд картины не показал, все мы напрягли свою память. Лично мне этот подход понравился, потому что он хорошо погружает в содержание картины.

Павел Федотов – один из художников, который не прошел обучение в соответствующей Академии, по образованию он военный, но своим талантом добился звания академика. Его творчество – это картины из жизни простого народа.

Следующая лекция планируется на 13 марта.

Благодаря отделу культуры администрации города и стараниями Евгения Ставинского в воскресенье, 17 февраля в ДК “Мир” состоялся концерт камерного оркестра “Московия”. Основатель, художественный руководитель и солист оркестра в одном лице – Эдуард Грач.

В этом раз маэстро привез “Московию” в составе струнного оркестра, и сам был “только” дирижером. В первом отделении звучала классика: В.А.Моцарт, “Малая ночная серенада”, П.И.Чайковский, “Святки”, И.Брамс “Венгерский танец N 1” (в оркестровке Анчевского), И.Штраус, вальс “На прекрасном голубом Дунае” (в той же оркестровке), и Н.Паганини, “Венецианский карнавал”. Здесь маэстро поступил как истинный педагог – распределил соло скрипки между своими учениками – девяти скрипачами.

Второе отделение составила отчасти развлекательная программа, но это уже тоже классика: “Чаплиниана” – сюита из музыки к кинофильмам “Огни рампы”, “Новые времена”, “Огни большого города”, солисты – Ариадна Анчевская (скрипка) и Валентина Василенко (фортепиано). Звучало танго композитора А.Пьяццоллы “Весна” и “Лето”, парафраз на темы из оперетт И.Кальмана и музыка И.Дунаевского из кинофильмов. Тем, кто постарше, эта ностальгическая музыка навеяла воспоминания молодости, связанные с песнями Дунаевского в исполнении замечательной актрисы Любови Орловой.

После дружных аплодисментов полного зала “Московия” подарила нам “Регтайм” Скотта Джопплина, “Польку” и “Марш” Радецкого и Штрауса. Спасибо Эдуарду Максимовичу за прекрасный музыкальный подарок дубненцам!

Антонин ЯНАТА