Страницы прошлого


История одной народности не может вместиться в несколько строк, и поэтому очень трудно коротко рассказать о нашем прошлом, многочисленных трудностях, которые нам пришлось пережить, чтобы сохранить право на соблюдение наших религиозных обрядов и традиций, сберечь наши национальные и культурные традиции.

История наша уходит своими корнями в глубину веков, а нашей родиной-матерью была Россия. Как известно, для многих из нас религия была и остается связующим звеном, защищающим нас в трудные времена. Все знают, что начало христианства в России датируется 988 годом, когда князь Владимир принял крещение и стал распространять христианство по всей стране. Позднее наши предки почувствовали, что их вера и обряды находятся в опасности. Это произошло тогда, когда патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, решил узаконить единый обряд во всех церквях России. Этой реформой патриарха предусматривалось соблюдение канонов греческой церкви, чтобы Россия стала третьим Римом.

Причины реформ кроются во внешней политике России второй половины XVII и начала XVIII веков, когда было замечено усиление русского влияния в юго-восточной Европе. Не имея тогда достаточно сил и ресурсов для территориальной экспансии, Россия обратилась к православной религии для экспансии идеологической. Исчезновение Византийской империи и особенно захват турками Константинополя создали условия для того, чтобы Россия стала мировым центром православия. Но для этого было необходимо изменить церковные обряды и книги таким образом, чтобы они не отличались от греческих, болгарских, сербских, румынских и украинских. Целью реформаторов во главе с патриархом Никоном было не столько узаконение единых церковных обрядов в России, сколько создание единого обряда на всем православном востоке.

Реформы были инициированы еще в 1551 году, когда через “Собор 100 статей” Иван Грозный попытался распространить церковные правила и обряд, практиковавшиеся в центре России, на все церкви. Собор 1652 года, созванный патриархом Никоном, принял решение об исправлении церковных книг и внесении некоторых изменений в обряд. Все эти реформы явились тяжелым ударом для рядовых верующих, а последствием всего этого стал церковный раскол. С одной стороны были приверженцы патриарха и его реформ, а с другой — раскольники или схизматики, противники этих жестоких реформ. Неудивительно, что последние, среди которых были и русские липованы — старообрядцы, категорически отказались принять новые правила, установленные Никоном, и продолжали проводить службы и молиться по старым канонам, что, в конечном итоге, привело к их преследованию.

Гонения против русских липован привели к тому, что многие из них покинули родные места, переселились в окраинные зоны царской империи и в соседние страны, где и осели вдали от родины. На территории Румынии они поселились в Добрудже, Молдове и Мунтении. Адаптация наших предков в новых местах не была легкой, но они всегда жили в мире и взаимопонимании с коренным населением. Их уважительное отношение к местным властям и законопослушность помогли им завоевать доверие мажоритариев, а это привело к тому, что власти не препятствовали им в соблюдении традиций и религиозных обрядов.

Основными занятиями русских липован были рыболовство, земледелие, животноводство, различные ремесла. Наши предки были не только искусными рыбаками, они также хорошо разбирались в рыболовецкой технике, изготовляя различные снасти.

Со временем они построили церкви, где могли исповедовать свою религию, принесенную из родных мест. Были построены школы, где образованные люди из их среды могли воспитывать молодежь в духе прадедовских традиций. В настоящее время наша народность — русские липованы — имеет хорошо определенную социальную и культурную идентичность. Она хорошо организована, имеет точно определенную программу и устав, ставящие перед собой цель сохранения и развития наших традиций и обычаев, передачи молодым поколениям нашего культурного и социального наследства и языка, как это и делалось на протяжении всего времени. Этот путь, конечно, не был легким. Каждая эпоха в истории Румынии, ставившая проблемы, и для нас создавала новые проблемы, новые трудности, новые опасности нашего выживания как народность.

Во время первой и второй мировых войн плечом к плечу с мажоритариями сражались на фронтах и представители нашей общины. Многие из них погибли. Будем надеяться, что, благодаря возможности опубликовать в вашей газете нашу краткую историю, достоверные сведения о нас дойдут до многих ваших читателей, которые узнают, кто мы, откуда и когда мы пришли на территорию Румынии, страны, которая нас приняла, за которую мы сражались и стали ее преданными гражданами. Наша гражданская лояльность, соблюдение законов страны обеспечили нам право проявлять себя как народность, развивать собственную культуру, традиции, сохранять наш язык.

Наверное, немногие знают, откуда происходит название “липованы”. Некоторые историки считают, что это название происходит от имени монаха Филиппа из Олонца, бывшего администратора келий из монастыря Выг, расположенного при впадении реки Выг в Белое море. После смерти настоятеля, Филипп хотел занять его место, но не смог. Тогда он ушел из монастыря и вместе со своими сторонниками в 1737 году построил новый скит, недалеко от старого. Здесь была основана религиозная община, позднее получившая название “филиповцы” — сторонники Филиппа. Отсюда происходит несколько измененный вариант “филипоны” и укороченный вариант — “липованы”. Однако, этот тезис, согласно которому название “липованы” происходит от “филипоны” или “филиппованы”, недостаточно обоснован и многие из нас считают его аберрацией.

Нам кажется, что более правильной гипотезой происхождения названия “липованы” является его связь с топонимом “Липовень”, первое поселение русских староверов, основанное в 1724 году. Село Липовень находится на территории принадлежавшей монастырю Драгомирна, около Сучавы, напротив поселения Митоку Драгомирней. Так его назвали русские староверы, нашедшие там приют. Однако местные жители назвали его Липовень. Этот термин происходит от русского “липовой лес”, который рос в том месте. Таким образом, название “липованы” приобрело со времени следующий смысл — русские старообрядцы, осевшие на территории Румынии.

(Окончание следует)

Фаника Иванов – советник при депутатской палате Парламента Румынии,
специально для еженедельника “Дубна”