Интервью в номер
"Дороги трудны, но хуже без дорог..."
Последнее воскресенье октября календарь профессиональных праздников связывает с автомобильным транспортом. Дубну сегодня невозможно представить без шума проезжающих автомобилей, регулярных автобусных рейсов, транспортных предприятий. Однако прежде, чем физики начали прославлять город научными открытиями, болотистый край осваивали протекторы и гусеницы машин. В 1977 году в нашей газете были впервые опубликованы воспоминания М.Г.Мещерякова: "Моя первая поездка на место, отведенное для строительства, как тогда говорили, объекта, состоялась 27 марта 1947 года. Была ранняя весна с туманами и желтыми, ноздреватыми снегами. Железной дорогой нельзя было воспользоваться: во время войны с ветки Вербилки - Большая Волга местами были сняты рельсы. Пришлось добираться на джипе военных лет - два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем еще около четырех часов тащились по дороге, местами устланной круглыми бревнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн "Архимед"".
"Гараж Института", "транспортный отдел", "Автохозяйство ОИЯИ" - это организация-первопроходец, в последующем отдавшая часть техники для создания городского транспортного предприятия. И сегодня мы беседуем с начальником этого подразделения Института - Виктором Владимировичем Журавлевым.
- В распоряжении автохозяйства 117 единиц техники. Парк, согласитесь, не маленький. Понятно, что недостаточно вывести машину на маршрут, доставить людей или груз. Необходимо своевременно проводить ремонт, осмотр, планово- предупредительные работы. В этом отношении мне хотелось бы отметить четкое взаимодействие и взаимопонимание с дирекцией Института. Наши обращения не остаются без внимания, нам всегда стараются помочь. В подразделении работают около 220 человек. Возрастной разброс велик - это и ветераны с трудовым стажем в десятки лет, и совсем молодые ребята, поступившие на работу после окончания СПТУ. В общем, штат укомплектован, работаем мы стабильно. Случается, не хватает водителей, но справляемся. Сейчас, осенью, из армии возвращаются дубненские ребята, Думаю, некоторые из них пополнят наши ряды.
- Вы много лет работали в дубненском АТП, и, наверное, можете сравнить, чем отличается работа по обслуживанию городского транспорта в городе и в ОИЯИ?
- Мне часто приходится слышать, что работать на рейсовом автобусе легче. Но я не согласен - строгая привязка к расписанию, ответственность за пассажиров делает рабочий день напряженными и в чем-то монотонным. В Институте, мне кажется, работать водителям интереснее, потому что среди пассажиров - известные люди - ученые, политики... Конечно, это и ко многому обязывает. Но главное для любых перевозок - прежде всего безопасность. Я часто повторяю на общих собраниях, что все нормативы и требования на автотранспорте написаны кровью. И это не просто слова, как бы драматично они ни звучали. Каждое нововведение, как правило, следует за дорожным происшествием. Ведь автомобиль - источник повышенной опасности.
- В связи с этим, на ваш взгляд, каким характером должен обладать человек, избравший профессию водителя?
- Одним словом на этот вопрос не ответишь. Скорее это комплекс личных качеств. Я несколько лет работал в СПТУ, готовил водителей. И должен сказать, далеко не из каждого серьезного и ответственного человека в конечном счете получается настоящий водитель. Во время рейса водитель отвечает и за груз, и за пассажиров. Он должен рассчитывать на свои силы, в случае непредвиденных обстоятельств уметь устранить неисправность и так далее. Здесь большую роль играют не только профессиональные навыки, но и умение принимать решение, коммуникабельность.
- Тем более, что работать приходится в любую погоду и в любое время суток...
- Да, мы работаем на заказчика, а потому без выходных и круглосуточно. Частичное затишье наступает ночью, но если требуется встречать пассажира в Москве в три часа утра, то в соответствующее время из ворот гаража выходит машина. К слову, в будние дни из Автохозяйства выходит на маршруты 80-90 машин, а в выходные и праздничные - около 30. В свое время, когда я только год проработал в АТП, меня потрясли слова Николая Тимофеевича Павлухина, который был тогда начальником. Он сказал - обрати внимание, в чьих окнах раньше всех загорается по утрам свет? В квартирах, где живут водители, именно им предстоит подготовить транспорт, вовремя доставить людей на рабочие места. А чьи окна последними гаснут? Водительские - развез пассажиров по домам, закончился трудовой день города... И в преддверии профессионального праздника я поздравляю всех, кто имеет отношение к автомобильному транспорту, а своих сотрудников хочу поблагодарить за нелегкий, добросовестный труд. Поблагодарить не только водителей, но и инженеров, механиков, медиков, диспетчеров - людей, без которых не может работать транспортное предприятие. Крепкого всем здоровья, семейного благополучия и счастья.
Редакция еженедельника присоединяется к поздравлениям. Работникам автомобильного транспорта - успехов трудовых и бытовых, а водителям на дорогах, как говорят в сериале "Дальнобойщики", - ни гвоздя, ни жезла.
Галина Мялковская