Молодежь и наука


Ручейки, обещающие стать реками

Во второй раз проходила в Дубне международная школа молодых теоретиков, финансируемая Немецким комитетом научных обменов (DAAD). В ней участвовали 43 студента из 9 стран - 18 из России, 15 из Германии, а также из Египта, Армении, Японии, Кореи, Венгрии, Белоруссии, Польши. Лекции читали известные ученые из Германии, России, Японии, Италии, Армении, США, Украины и Франции. Идея проведения таких школ летом в Дубне принадлежит преподавателям Университета в Ростоке (Германия), и в основном на их плечи легли вся подготовка, организация и проведение школы как 2001-го, так и 2002 года.

Главным организатором этого нелегкого дела стал заместитель директора ЛТФ ОИЯИ профессор Дэвид Блашке.

В интервью нашей газете он отметил возросший по сравнению с прошлым годом уровень проведения школы, прекрасную работу всех служб ОИЯИ и хорошую подготовку лекторов. В этом году заметно увеличилось количество студентов и аспирантов из бывших республик СССР и стран-неучастниц ОИЯИ, расширился круг преподавателей из стран-неучастниц ОИЯИ. Тематика этого года, как отметил Д.Блашке, стала более глобальной и интересной. Организаторы школы увеличили количество учебных часов - школа длилась три недели, и было отведено больше времени на свободные дискуссии, культурную программу, знакомство с работой базовых установок и научных коллективов ОИЯИ. Достигнута договоренность с издательством "Шпрингер" о выпуске трудов школы - лекций преподавателей. Говоря о перспективах школы, Дэвид Блашке отметил: "В следующем году, основываясь на опыте двух лет, мы планируем продолжить серию этих школ по тематике одной из бурно развивающихся областей науки "Трафик и экономфизика". Конечно, мы продолжим оказавшуюся, на наш взгляд, очень полезной практику домашних заданий, которые студенты выполняют при участии лекторов, и будем больше времени отводить на занятия по решению задач и обсуждению неясных вопросов".

Комментируя результаты летней школы в Дубне, профессор Ростокского университета Рональд Редмер, один из организаторов и лекторов, сказал: "На этой школе был прочитан курс по квантовой статистике многочастичных систем, который в течение 20 лет успешно отрабатывался в университетах Ростока, Берлина и Грейфсвальда. В Ростокском университете он был дополнен применением этого метода в различных областях физики - в физике конденсированных сред, в физике плазмы, в физике адронов и даже кварков. Дубна выбрана не случайно: тематика школы традиционна для лаборатории имени Боголюбова, и ваш Институт имеет большой опыт международного сотрудничества, в частности, проведения таких школ. Уровень студентов очень разный: от второкурсников до аспирантов, поэтому преподавателям приходилось много и подробно объяснять, но так и было задумано, чтобы это мероприятие носило обучающий, "школьный" характер. Очень полезным было общение участников друг с другом в неформальной обстановке.

О том, как работалось на школе лекторам, рассказал профессор В.Д.Тонеев (ЛТФ): "На Школу приехали ребята с очень разным уровнем подготовки, далеко не все хорошо владели английским, и я читал курс так, чтобы он был понятен второкурсникам. Но это не значит, что в это время аспиранты могут отдыхать или скучать, - особенность современной науки такова, что даже именитые ученые не могут знать все. Кроме того, материал, который дают лекторы, трудно где-нибудь еще почерпнуть, поэтому лекции, как правило, слушают с интересом все - и те, кто только начинает свой путь в науке, и те, кто уже стал ученым, и даже профессора. Идею школы считаю очень полезной".

Профессор МИРЭА Игорь Морозов: Такие школы очень нужны, так как они позволяют решить сразу несколько задач - образование, контакты, расширение кругозора в самом широком смысле этого слова, языковая практика. Но все же я считаю, что три недели - это много, особенно для студентов и аспирантов. Правда, в этом году благодаря усилиям Дэвида Блашке очень хорошо продуман и организован досуг ребят, что позволяет им выдержать эти три недели тяжелой нагрузки. Но все же, я думаю, две недели - более оптимальный вариант. Что же касается разнообразия тематики, то это совсем неплохо. Я сам в молодости посещал множество самых разных семинаров. Надо слушать все, молодой мозг все хорошо впитывает, даже если не все понятно. Может быть, они больше нигде ничего подобного и не услышат. Конечно, для лекторов есть определенная трудность в общении с аудиторией, имеющей разные степени подготовки. И еще одно замечание: почему-то нет студентов из ведущих московских и петербургских вузов. Наверное, этот недостаток можно в будущем исправить. Недостаточно приглашать на школу только через Интернет, надо работать с профессорами лично, и через них приглашать студентов и аспирантов. Я привез сына, он сделал доклад и активно участвовал в работе школы, но если бы мне заранее подсказали - мог бы привезти еще и других своих учеников. Но во всем остальном - организация школы очень хорошая. Полезными были экскурсии в лаборатории - ребята сами увидели, как и на каких машинах работают ученые и насколько разнообразна тематика исследований - от " чистой" физики и математики - до медицины и экологии.

Дмитрий Винник - выпускник Саратовского университета, работает в Университете Тюбингена в Германии: Я во второй раз участвую в школе в ЛТФ ОИЯИ. По итогам прошлогодней школы пользу ощутил буквально сразу - после моего доклада ко мне подошел профессор Морозов из Москвы, и мы вместе стали выяснять некоторые вопросы. Как оказалось, эти же проблемы были изложены в одной статье три года тому назад, но авторы отошли от этой тематики, а мы начали ее развивать и нашли новый подход. И вот уже год работаем в этом направлении довольно успешно. Конечно, не всегда в ходе работы школ возникают коллаборации, совместные проекты, но шансы здесь увеличиваются во много раз. Это во-первых. Во-вторых, школа расширяет научный кругозор. Физик-теоретик не может знать все, но стремиться к этому, на мой взгляд, нужно. Очень полезны беседы с учеными, которые проработали в науке 30-35 лет - ведь за это время многие из них превращаются в энциклопедистов, и их советы, подсказки, ориентиры - ценный дар молодым ученым. На этой школе царит очень хорошая атмосфера неформального общения, что очень важно для возникновения прочных дружеских и деловых контактов.

Александр Рейхель (студент Саратовского госуниверситета): Примерно каждые полгода четко осознаю, что ничего не знаю, не понимаю в физике. Почему такая цикличность? Как раз за полгода в результате проделанной работы накапливается какой-то опыт, узнаешь что-то новое и пересматриваешь прежние понятия. И каждый раз кажется, что надо начинать с нуля. По крайней мере, у меня происходит так. Чем хороши такие школы? Например, какая-то проблема не давалась, я ее оставил, "выкинул" - и вдруг, когда на тебя обрушивается поток новой информации, я понимаю - да вот же как это надо было решать! И открывается "второе дыхание"...

Шигихиро Йоси (аспирант Университета в Осаке Япония): Мои научные интересы - ядерная физика, а точнее - кварковая материя, и на этой школе я смог получить ответы на интересующие меня вопросы - было много интересных лекций. Очень понравилась культурная программа, но хотелось бы, чтобы следующая школа была поближе к моему дому - за три недели я очень по нему соскучился.

Лилит Азибекян (бакалавр физического факультета Ереванского государственного университета): Я уже параллельно с учебой работаю в Институте физических исследований, занимаюсь высокотемпературными сверхпроводниками. Здесь тоже обсуждалась эта тема, выступали известные специалисты. В ОИЯИ мне очень понравилось, особенно отношение людей к науке, настрой на работу. На школе я не случайно - как я уже сказала, ее тематика совпадает с моими научными интересами. Но среди слушателей были и такие ребята, которых я бы назвала "туристами в физике", поскольку для второкурсников (а такие были) некоторые темы оказались совсем непонятны, кроме того, у многих существуют проблемы с языком, и они приходили на лекции послушать научный английский. Конечно, это тоже для них полезно.

Якоб Бернахард (студент Университета г. Эрланген, Германия): Некоторые темы были трудны для меня, я не все понимал, но если приеду в следующий раз, то, наверное, будет легче. Мне очень понравилась культурная программа, особенно поездка по Москву и экскурсия в Пушкинский музей. Очень хорошо мы отдыхаем, многие подружились, но время покажет, надолго ли сохранится эта дружба. Но все-таки на школе занятия - это главное. Лекции были организованы таким образом, чтобы понять основы и более сложные проблемы современной науки. Это позволило составить целостное представление о том, чем занимаются физики. Плюс полезные контакты с нужными людьми, с теми, с кем придется в дальнейшем работать, - это тоже важный результат школы. Ведь каждый студент мечтает стать профессором (как солдат мечтает стать генералом) и, может быть, в скором времени мы будем на таких школах не учениками, а лекторами.

Вот на этой оптимистической ноте хочется завершить рассказ о DAAD Summerschool-2002. От гостей, посещающих ОИЯИ, можно часто услышать искренне удивленное: как много у вас молодежи, в наших институтах совсем другая картина: молодые лица - редкость! А мы уже привыкли - вот школьники из Польши, оживленно что-то обсуждают, вот аспиранты разных вузов с глубокой мыслью на челе - наверное, о будущем трудоустройстве, вот студенты УНЦ идут уверенной поступью в свою альма матер, где с материнской заботой организован учебный процесс, а вот и пестрая, разноязыкая группа участников международных школ... Так и течет через проходные ОИЯИ молодой говорливый ручеек. Пока ручеек ...

Надежда Кавалерова