Молодежь и наука
Проектное образование - очередное "чудо света"
Традиционная межрегиональная компьютерная школа проходила в июле, как всегда, на базе муниципальной гимназии № 8. В этом году в ней принимали участие более 160 школьников из Москвы, Дубны, Сургута, Санкт-Петербурга, Снежинска, Новосибирска, Сергиева Посада. "Летний Университет 2002" - таково официальное название, за которым стоят множество интересных научных проектов, веселые состязания, конкурсы, экскурсии и спортивные соревнования. Организаторами школы на этот раз выступили ОИЯИ, Университет "Дубна", гимназия № 8, Институт прикладной математики имени Келдыша, Институт математического моделирования, психологический факультет Сургутского университета.
Об идее, которая лежит в создании школы, вряд ли кто-то расскажет лучше ее бессменного директора Петра Дмитриевича Ширкова. Мы процитируем его статью, опубликованную в школьной газете "МКШ-эксПРЕСС".
"Речь пойдет о "стержне" нашей школы - проектном подходе в образовании. Слово "проект" последнее время весьма популярно. Но каждая группа педагогов понимает под этим словом что-то свое, "доморощенное"... Когда в 1988 году мы вынашивали идею МКШ, у нас сложилось собственное понимание, что такое проектная деятельность. Я берусь утверждать (а если потребуется, могу и документально доказать: уже в 1989 году у нас появились первые публикации на эту тему; к настоящему моменту опубликовано около 100 статей, защищены 5 кандидатских и одна докторская диссертация), что наш вариант является своеобразным "Know-How", никем больше не повторенным! Те проекты, которыми занимаются дети, являются законченными психолого-педагогическими и учебно-исследовательскими фрагментами, легко и естественно вписывающимися в отечественную систему образования..."
Если говорить об отличиях этой школы от предыдущей, то налицо преобладание гуманитарных проектов над естественно-научными. Это объясняется, во-первых, тем, что от МКШ отделилась математическая школа (под названием "Летний математический лагерь ИПМ имени Келдыша") (она проводится в Пущино), и во-вторых тем, что произошла смена научного поколения - большая часть выпускников вузов, которые ведут естественно-научные проекты, заняты сейчас трудоустройством. Таким образом, среди проектов по стихосложению, оригами, журналистике, ставших уже традиционными, появились новые, например, проект "Чудо света", где рассматриваются три возможные модели цивилизации древнего Египта, в том числе теория звездного соответствия.
- Проект очень интересный, - говорит ассистент И.Смирнова, студентка психологического факультета Московского государственного педагогического университета. - Я и сама приобрела много знаний на уроках в МКШ. В проекте у меня младшие школьники, и меня радует, что все они активно работают в проекте, включая тех ребят, которым, кажется, ничто не интересно...
Чуть ли не половину проектов школы ведут преподаватели из Сургута - давние и проверенные коллеги педагогов МКШ. Собственно, в соавторстве с ними и был разработан курс "Моделирование в образовании", опирающийся на теорию планомерного и поэтапного формирования умственного действия П.Я.Гальперина и концепцию развивающего обучения Э.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Уже несколько лет в качестве эксперимента этот курс введен в базовую образовательную сетку сургутской школы №25, а третий год занятия практикуются в гимназии № 8.
- Компьютерный лагерь проходит в нашей школе уже шестой год, - рассказывает Т.Н.Прейзендорф, директор гимназии № 8. - Наши учителя прониклись идеей, кое-чему научились, и уже два года мы ведем проекты в рамках школьной программы. Нас поддержали в городском управлении народного образования, мы подали заявку в министерство. В итоге гимназия № 8 стала пилотной школой в рамках широкомасштабного эксперимента "Структура и содержание образования", у нас введен предмет "Моделирование". Сначала были задействованы выпускные классы, потом подключились пятые-шестые и теперь - начальные. В общей сложности в проектном обучении в прошлом году участвовали 11 классов нашей школы.
- Занятия ведутся раз в неделю, по два часа, - продолжает завуч гимназии Т.Н.Фетисова, куратор проектного обучения, - и это не просто занятия, а совместная деятельность. Например, восьмой класс строил дом, для этого нужно было исследовать биологическую, экологическую, географическую обстановку, рассчитать экономические затраты, изучить архитектуру, дизайн, сопротивление материалов. То есть по сути проект - это интегрированный курс, в котором ставится конкретная проблема и детям предстоит самостоятельно найти пути ее решения. Сейчас нет проблемы получить информацию, и учитель как таковой перестал быть единственным ее носителем. Скорее, он превратился в координатора. Цель проектного обучения - привить исследовательские навыки. Проект не дает узких основ какого-либо предмета, он охватывает целостную картину мира. Взять, к примеру, проект "Сказка". Это огромный фольклорный пласт, дающий представление о культуре многих народов. Все это тесно переплетается с интернациональным воспитанием. Плюс дети учатся общаться между собой, идти к цели сообща.
Как отметила Н.Н.Смирнова, психолог из Снежинска, уже пятый раз участвующая в МКШ, на этих занятиях чему-то учатся не только дети, но и сами преподаватели.
- Мы, взрослые, - говорит Надежда Николаевна, - многое воспринимаем как должное, не задаваясь вопросом, почему так происходит. А дети интересуются всем, к тому же в МКШ они раскрепощаются и не стесняются спрашивать то, о чем промолчали бы на уроках в школе. В процессе работы у ребят могут возникать такие идеи и такие решения, которые взрослым и в голову не приходят. Это заставляет быть всегда в тонусе.
О впечатлениях, оставленных школой, ребята подробно рассказывают на страницах школьной газеты, где публикуются эссе, интервью, воспоминания, отслеживается насыщенная жизнь. Некоторые цитаты могут дать представление о том, что происходит в МКШ вне работы над проектами.
"...На берегу реки мы встретились с польскими ребятами. Все расположились, и началась подготовка территории: кто-то принес сухих веток для костра, другие собирали стекла и готовили шашлыки вместе с Эвой - руководителем польской делегации... А я познакомилась с тремя девушками из Польши: Катей, Моникой и Мартой. Мы собрались на берегу, сели в круг и рассказывали друг другу о своей жизни..." (К. Алтайская)
"Позади первый веселый выходной, полный ярких впечатлений и воспоминаний. Вся компания в этот день отправилась в Клетинский бор... Что ни говори, отдыхать было приятно: хочешь - загорай себе, хочешь - купайся под чутким присмотром старших, хочешь - в мяч или в бадминтон играй, хочешь - в лес за ягодами ходи, а можешь даже, если твоей душеньке заблагорассудиться, песни распевать под гитару..." (Л.Козорезова, Р.Сафарова)
"Вчера вечером состоялся КВН... Когда зрители и участники уже собрались в зале, стало понятно, что все хотят повеселиться, воздух был пропитан шутками, а на лицах светились улыбки... Программа КВН была традиционной для МКШ: приветствие, конкурс спортивного костюма для похода в ресторан, домашнее задание, конкурс капитанов и музыкальный конкурс... Первый раз в истории МКШ команда преподавателей не заняла первого почетного места, но мы все равно знаем, что они лучшие." (И.Шильников, О.Загребина)
"Этот день начался как обычно - с выбора Человека дня. А потом началось самое интересное. Капитаны стали собирать свои команды, и ребята дружно приступили к выполнению заранее подготовленных шуточных заданий Спрайтакиады ("спрайт" - так назывался графический элемент на первых компьютерах, известный напиток просто "однофамилец" - Г.М.) Участвовали в конкурсах и эстафетах: "мяч на руке", "пинг-понг на дальность", "мяч в кольцо" и других забавных занятиях, в которых все друг за друга переживали и помогали. В задании под названием "стакан" ребятам больше всего понравилось то, что воду после эстафеты можно было выпить, а пить хотелось жутко, так как день выдался на редкость жарким". (Л.Козорезова, Р.Сафарова)
"Вчера состоялся матч Дубна - МКШ... Игра началась, но лучше бы она не начиналась, так считают многие МКШовцы. В первом тайме в наших воротах мяч побывал семь раз, причем пятый мяч в них забил Кирилл Аксенов - игрок команды МКШ... Долгожданный гол МКШ забил Антон Устинов, и радости болельщиков не было предела. Чуть позже за ним последовал и второй гол. Но дубненцы не замедлили ответить и забили нам еще пять голов..." (А.Потягалова, К.Алтайская)
"ГумБОЙ (гуманитарный бой - Г.М.) обещал сюрпризы с самого первого момента. На довольно простой вопрос у команды Москвы не нашлось дополнений, хотя ошибки были налицо. Например, как утверждали участники, Ладожский храм находиться где-то в Азии. По-моему, его вообще не существует, но все может быть... Вопрос Москвы Дубне заключался в рисунках на камнях, принадлежащих IX-XI веку, оттиски которых изображались черным и белым цветами. Юра Мазепа стал доказывать, что на камнях была белая краска. Юра, ну какая краска продержится 10-12 веков!... Победа досталась сборной Москвы, а мы будем надеяться, что ГумБОЙ найдет свою ГумГерл, и они будут жить долго и счастливо..." (С.Сальков)
Г.Мялковская