Письмо в номер


На собрании, посвященном многолетнему плану развития Дубны, которое состоялось 13 июня в ДК "Октябрь", в числе главных направлений были представлены проекты грузового перевалочного порта федерального назначения на реке Дубна с подводимой к нему железнодорожной линией и моста через Волгу с магистралью, проходящей через наш город. Такое предложение идет вразрез с перспективным развитием Дубны как наукограда, а также повсеместной тенденцией, мировой и российской, переноса транспортных магистралей далеко за черту населенных пунктов, будь то больших или малых.

Аргументов против строительства порта и магистрального моста, приносящих доход за счет социального и экологического благополучия населения, более чем достаточно (многие из них уже приведены в городской печати и отражают позицию большинства наших граждан). Главный довод, который приводился в пользу названных проектов, состоял в извлечении прибыли из планируемых сооружений. Однако такая концепция получения доходов любой ценой, на наш взгляд, неприемлема: она выходила бы за рамки интересов граждан города и общепринятых этических норм.

Новая городская транспортная коммуникация, соединяющая два территориальных района, безусловно, нужна. Но техническое решение этой проблемы должно отвечать позиции жителей Дубны, которые хотят спокойно жить в своем городе как сегодня, так и завтра. Согласно существующим законам, как российским, так и принятым во всем мире, любое предложение или проект должны быть представлены в нескольких вариантах. Здесь вариант один, в то время как уже предлагались иные и готовятся новые решения. О них высказываются на предприятиях, дома, на улице. И к этому следует серьезно прислушаться.

Федеральные масштабы дубненского порта и большого моста предложили С.А.Бабаев и немногочисленная группа исполнителей проекта, да еще, возможно, кто-то в силу своего подчиненного положения. Более чем убедительные аргументы против следующие:

1. Совершенно очевидно, что при строительстве порта, большого магистрального моста и федеральной трассы, пролегающей через территорию города, через Дубну пойдут огромные потоки автотранспорта, в основном, в Петербург, что однозначно приведет к резкому ухудшению санитарно-экологической обстановки. Вывод однозначен - федеральный мост должен проходить на достаточно большом расстоянии от границ города.

2. Превращение наукограда в "портоград" и "транспортград" неизбежно. Зачем нам такое нужно? Напротив, следует развивать то, что предлагает глава города В.Э.Прох как главное и перспективное для Дубны, отличающее ее от других городов - а именно, наукоемкие технологии. Наш огромный интеллектуальный потенциал и надо использовать для перспективного развития города, а не строить порт на Дубне для перегрузки содержимого барж на железнодорожный и автомобильный транспорт и доставки их в центральные регионы страны.

3. Утверждается, что порт будет привлекать капиталы и давать доходы, создавая в городе новые рабочие места. Для кого? Такие рабочие места вряд ли будут заняты дубненцами. Концепция развития Дубны как наукограда подразумевает, что стратегические решения должны соответствовать его главному назначению. Поэтому создавать рабочие места и вкладывать капиталы надо в новые наукоемкие, высокотехнологичные проекты. Так, например, городской НТС одобрил проект Онкологического центра, в ОИЯИ уже подготовлен и готовится ряд подобных проектов, учредителями которых могут быть администрация города и Объединенный институт. Надо стимулировать разработку подобных предложений и другими градообразующими предприятиями.

4. Но не только наука и высокие технологии. Наша Дубна стала насыщенным интеллектуальным и культурным центром. Это университетский город, с музыкальными, балетными, хоровыми, художественными, спортивными школами и студиями, многими газетными изданиями. Здесь тихие парки, аллеи, скверы, памятники ученым и инженерам, уникальные новые и старые достопримечательности. Все это - наш самый дорогой, а лучше сказать, бесценный капитал. И вот теперь грозит опасность превратить его в промышленный портовый город со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но мы не хотим, чтобы наш город, или его часть, были куплены даже самыми богатыми инвесторами. Хотелось бы напомнить, что в свое время подобная ситуация складывалась со строительством на берегу Волги бизнес-центра Херцеля. Но мнение жителей города было учтено, проект не прошел, и теперь мы видим, что это было правильно, - сохранилась городская парковая зона вдоль берега Волги.

5. Криминальная обстановка. Наш город - не идиллия, но благодаря своему тупиковому расположению, он несравним по относительному благополучию с транзитными городами, полными залетных гастролеров и т.д. Сейчас "наш город - наша крепость" на ночь запирает свои ворота, и мы спокойно спим. А попробуйте поставить шлагбаум на магистральное шоссе, соединяющее речной порт с крупнейшими промышленными центрами?

6. И центральный вопрос - порт федерального масштаба на реке Дубна, с передачей ему функций московского порта в Химках. Можно себе представить процесс перегрузки цемента, химических и нефтепродуктов! В этом случае возникает угроза потери обширной зоны отдыха от моста на Савелово до устья Дубны, включая профилакторий в Ратмино с Клетинским бором. Мы против портового города семи морей. И уверены, что на нашей стороне будут депутаты областной и Госдумы, которые приложили немало усилий для присвоения Дубне статуса наукограда.

7. Массовое возражение граждан города против интенсивной индустриализации территории Дубны. Если администрация города будет настаивать на реализации подобных решений, то необходимо вынести этот вопрос на референдум. Что скажут о нас не только наше, но и грядущие поколения, если непоправимая ошибка будет совершена? А усыплять других и себя надеждой, что порт и магистраль нескоро будут построены, означало бы переносить все более усугубляющуюся проблему на потом, те есть исповедовать принцип "после меня хоть потоп".

Еще раз хотим подчеркнуть, что новая транспортная связка между правобережным и левобережным районами города давно необходима. Безусловно, поиск технического решения не прост. Нужен городской локальный мост, но не доходное предприятие. Это разные вещи. Давайте искать решение проблемы связи берегов, а превращение Дубны в портовый город исключим вовсе. По проблеме моста напрашивается разделение задачи на две: первая - нахождение решения, удовлетворяющего необходимым требованиям (идеальный вариант, независимо от стоимости), вторая - оценка и поиск средств для его реализации. Дорого? Возможно. Но скупой платит дважды. А то, что сегодня кажется дорого, через десяток лет может стать приемлемым.

Пусть будет предложено несколько вариантов решения, а затем, после всестороннего обсуждения, принято то из них, которое устроит наших горожан. Это, конечно, должно быть сделано до разработки ТЭО, иначе процесс может оказаться необратимым. Решения должны приниматься с учетом мнения населения и, конечно, при участии градообразующих предприятий.

Мы хотели бы услышать мнение администрации города и получить заверения, что Дубна не потеряет свое лицо и останется тем, чем она была и есть до сего времени, - научным центром с дальнейшим перспективным развитием как наукограда.

Е.Д.Донец, А.В.Беляев, И.Б.Иссинский, А.Д.Коваленко, В.К.Лукьянов, В.И.Лущиков, В.П.Николаев, Р.Ц.Оганесян, Л.Б.Пикельнер, А.П.Сумбаев, А.А.Тяпкин, Б.В.Шестов и др.