XVI Международный семинар по проблемам физики высоких энергий


Завершена серьезная и интересная работа - проведен XVI Балдинский семинар, и можно подвести итоги. Впервые за тридцатилетнюю историю он прошел без А.М.Балдина. Его академический авторитет и кругозор всегда задавали и уровень научной требовательности при разработке программы. Важно было сохранить заданный им импульс.

У семинара есть свое лицо в ряду мировых форумов по физике микромира. Он проходит как шестидневный марафон семинаров, содержащих резюме результатов, полученных за два года. Его характеризуют открытость, отсутствие заорганизованности. Проведение его "на своем поле", то есть с опорой на солидную инфраструктуру Института, на нашу прекрасную Дубну, поддержка внешних спонсоров создает "материальные предпосылки" для такой открытости, обеспечения приоритета научных интересов ОИЯИ. Участники могут много общаться и вне рамок конференции, обсуждать ход совместных работ.

Академическая широта семинара увязывает вместе вопросы развития новых теоретических проблем: от весьма глубоких вопросов развития самой теории микромира до моделей и интерпретации экспериментальных результатов. Особенностью последних семинаров, и нынешний не стал исключением, является интерес к исследованиям с пучками поляризованных частиц и легчайших ядер. Для этих работ в ОИЯИ имеются и собственная исследовательская база и возможности внешнего сотрудничества с нашими друзьями и "друзьями наших друзей". Здесь можно отметить, что прекрасное сотрудничество на ускорителях "Сатурн" и синхрофазотроне физиков ЛВЭ и ЛЯП во Франции и ОИЯИ продолжилось на других машинах, прежде всего на ускорителях СЕБАФ (США) и КОЗИ (ФРГ), для которых ОИЯИ уже обеспечил важные методические измерения. Они составляют ядро активности ОИЯИ в этой области. "Критическая масса" этих работ притягивает к обсуждению важные результаты, полученные в Майнце, Кембридже, Протвино, ЦЕРН, Гамбурге. Таким образом возникает весьма авторитетный уровень представления результатов и их обсуждения и получаемые в Дубне результаты становятся организующим фактором.

Традицией, идущей от первого семинара, является обсуждение вопросов спектроскопии адронов, новых узких резонансов. Отметим представленные физиками ФИАН новые результаты на линейном ускорителе протонов в Троицке.

Сохранилась общая нацеленность семинара на вопросы релятивистской ядерной физики. Важно, что обсуждаются и планы создания новых детекторов, и программы работ в Брукхейвене и ЦЕРН. Представлены первые результаты, полученные на выведенном пучке нуклотрона. Обсуждается и развитие дубненской программы работ на релятивистских пучках в направлении исследования вопросов структуры ядра, существенных для понимания астрофизических аспектов нуклеосинтеза и распространения галактических релятивистских ядер. Полезным новшеством стало включение в программу семинара вопросов нейтринной физики.

В самостоятельную секцию семинара были собраны доклады по прикладному использованию релятивистских пучков и использованию ускорителей для управления ядерно-энергетическими сборками. Это направление работ активно пропагандировалось и поддерживалось Александром Михайловичем. Отрадно, что проводимые в Дубне исследования позволили сложиться и здесь небольшому, но достаточно устойчивому сообществу.

В завершающих докладах, посвященных нуклотрону, освоению поляризованных частиц на нем, было продемонстрировано, как из "многообещающего дитя" он превращается в устойчиво работающий ускоритель, обеспечивающий передовой фронт исследований.

Удачным оказался выбор места проведения семинара - в ДМС, повезло с погодой, яркими красками начала лета. Все, словом, хорошо, кроме того, что А. М. с нами уже нет.

П. ЗАРУБИН, Е. ПЛЕХАНОВ

Говорят участники семинара


Луи Бембо, Орсэ, Франция:
Конференция организована очень удачно. И доклады с очень интересной информацией, и, главное, много полезных контактов. Несмотря на плотную программу, мы не были особенно ограничены во времени и имели возможность поспорить, обсудить с коллегами интересующие нас темы. Из-за большого количества докладов, заявленных на конференцию, были организованы параллельные секции, и некоторые сообщения, которые меня интересовали, целиком послушать не довелось. Однако на пленарной сессии были представлены резюме всех докладов, как бы обобщающие их тематику.

- Какое из направлений, обсуждавшихся на семинаре, вас особенно привлекает?

- Я сделал доклад по эксперименту, который связан с СР-нарушениями, нарушением четности. Мне было задано очень много интересных вопросов. Уже несколько лет мы поддерживаем контакты с группой Николая Пискунова в Лаборатории имени Балдина, сотрудничали в экспериментах в Сакле на "Сатурне", в ОИЯИ проводили калибровку протонной мишени. Сейчас нас привлекают исследования на протонных, дейтронных, нейтронных поляризованных пучках.

Вольфрам Вестмайер, Общество ядерной спектроскопии, Марбург, Германия:
Есть две причины, почему я приехал в Дубну. Во-первых, представил доклад на Балдинском семинаре по результатам совместных исследований групп ФРГ - ОИЯИ. Во-вторых, с руководством ЛВЭ мы провели переговоры и подготовили договор о совместной работе на пучках нуклотрона. Главная цель этой работы - исследования по трансмутации радиоактивных отходов, поиск наиболее эффективных путей использования ядерных пучков для дезактивации изотопов долгоживущих нуклидов. И вскоре после семинара я вернусь в Дубну, чтобы продолжить совместные исследования на нуклотроне.

- В какой мере вам как специалисту, ориентированному на прикладные работы, интересны фундаментальные темы, в основном обсуждающиеся по традиции на этом семинаре?

- Вообще в науке всегда было деление на фундаментальные и прикладные исследования. Но, на мой взгляд, не надо проводить между ними какой-то строгой грани, искусственно их разделять, потому что они сосуществуют, взаимно дополняя и подпитывая друг друга. Если специалисты, занимающиеся прикладными работами, не будут в курсе последних достижений фундаментальных наук и, соответственно, наоборот, это очень плохо. Эти два направления должны развиваться вместе и одновременно. И с этой точки зрения семинар представляет для меня максимальный интерес.

Камаль Мелик Ханна, Институт атомной энергии, Египет:
По специальности я физик-теоретик, еще в советское время защитил кандидатскую диссертацию в Грузии, в Тбилисском университете. Потом снова приезжал в Тбилиси на стажировку. Когда Советского Союза не стало, переориентировался на Дубну, впервые приезжал сюда на три месяца в 1991 году. В то время прежний протокол о сотрудничестве между нашими научными организациями был расширен, в основном, в интересах экспериментаторов, ведущих исследования по нейтронной физике, но и теоретическая физика занимала достаточно сильные позиции. С того времени я практически ежегодно работаю в Дубне и ориентирую на это сотрудничество наших молодых физиков. Сейчас трое моих молодых коллег начали здесь подготовку кандидатских диссертаций под руководством профессоров ОИЯИ.

- А конкретней, в каких совместных работах с дубненскими коллегами вы участвуете?

- Мы сделали несколько работ по кварковой тематике, получили очень хорошее описание структуры ядер, решали и другие задачи в области физики высоких энергий с использованием математических подходов, здесь тоже есть хорошие результаты, и сотрудничество продолжается. Лидер этого направления в ОИЯИ - профессор В. К. Лукьянов.

Я долго жил в Советском Союзе, люблю ваших людей, знаю национальные обычаи. Всегда рад сюда приезжать.

Саторо Сато, Университет Осака, Япония:
Мне очень нравится эта конференция, потому что физические проблемы, которые исследуем мы в Японии, рассматриваются здесь несколько под иным углом. Большое впечатление на меня произвели доклады, посвященные исследованиям с экзотическими пучками, работы, посвященные дибарионным и ядерным резонансам.

В Дубне я впервые, а вообще 30 лет назад впервые приехал в Россию как турист, побывал в Москве. Мои друзья показали мне город, и мне очень понравилась атмосфера - мирно, тихо, спокойно, прекрасная природа. Это город, в который хочется вернуться.

Наши немногочисленные японские гости с большим трудом приобрели авиабилеты, потому что "Балдинская осень" совпала по времени с чемпионатом мира по футболу, и когда Саторо Сато встретился в Дубне со своими коллегами из ОИЯИ, то сразу не понял, с чем его поздравляют. Оказалось - с победой сборной Японии в очередном матче. "Это был исключительный случай, - улыбнулся мой собеседник, - а, может быть, я сам - исключение, и мои коллеги тоже, потому что мы предпочли науку футбольным страстям?" - "Думаю, что нет, - резюмировал ваш корреспондент. - Все-таки, наука гораздо более заманчивое занятие, чем футбол. Только нужны очень большие усилия, чтобы это понять".

Дэмон Спейт, Лаборатория Джефферсона, США:
- Самые лучшие впечатления остаются об этом семинаре. Сам я экспериментатор, занимаюсь рассеянием электронов, и для меня особенно были интересны доклады по дейтрон-дейтронной поляризации, экспериментам с поляризованной мишенью. А приехал в Дубну... из Германии, где был на другой конференции. И совмещал приятное с полезным, потому что жена моя в Германии живет.

Организаторы конференции позаботились и о нашем досуге - вчера я был на великолепном концерте джазовой группы. Это отличные музыканты! А сегодня с коллегами обсуждаем наши идеи на теплоходе...

- Поскольку вы в Дубне впервые, не появились ли у вас идеи нового сотрудничества - с физиками ОИЯИ?

- Я знаю, что в Дубне есть теоретики очень высокой квалификации, и им интересны эксперименты, которые мы ведем в Лаборатории Джефферсона, - такое сотрудничество может быть взаимно полезным.

Лучано Кантон, Национальный институт ядерных исследований в Падуе, Италия:
- Меня очень привлекла в этой конференции высокая степень свободы и открытости, с какой обсуждаются самые сложные научные проблемы. Мы получили некоторые результаты, которые помогают сделать теоретические предположения, и хотим проверить их на поляризованном пучке нуклотрона с помощью поляризованной мишени.

- Вы не были лично знакомы с А.М.Балдиным, памяти которого посвящена эта конференция?

- К сожалению, мы никогда не встречались, и я впервые приехал в Дубну, но на открытии совещания было рассказано очень много об этом замечательном ученом, разных гранях его личности. Жаль, что я не был с ним знаком.

- Вы знаете теперь, что в Дубне есть школа Балдина. А вы считаете себя причастным к какой-то научной школе, тем более в Италии, подарившей миру множество научных светил. Есть у вас пример для подражания?

- Поскольку я сам из Падуи, то мне прежде всего вспоминается Галилео Галилей, который именно в этом городе произнес свое знаменитое: "А все-таки она вертится!". Его можно считать отцом всех наук, потому что он стал родоначальником научного метода в широком значении этих слов. Вместе с тем я думаю, что каждый ученый должен всегда иметь собственную позицию, которая может в чем-то расходиться с общепринятыми образцами, и было бы неправильно во всем следовать своему кумиру. Среди моих соотечественников есть много великих физиков: Ферми, Салам, Вайнберг и другие, - кого можно с полным правом назвать мировыми светилами, и у каждого, конечно, можно найти черты для подражания.

Евгений МОЛЧАНОВ, перевод Светланы ЧУБАКОВОЙ. Фото из архива ЛВЭ.