Их имена - в истории Института
Его работы отличали ясность и увлеченность
22 июня Льву Иосифовичу Лапидусу исполнилось бы 75 лет
Более 16 лет назад, 15 мая 1986 года, ушел из жизни один из наиболее ярких ученых Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова и ОИЯИ, талантливый и широко известный в мировом научном сообществе физик-теоретик Лев Иосифович Лапидус. Его трудами внесен большой вклад в физику элементарных частиц и атомного ядра, и так же неоценима та роль, которую он сыграл как на этапе становления, так и дальнейшего развития нашей лаборатории. Он проработал в ЛЯП 36 лет.
Лев Иосифович родился 22 мая 1927 года в интеллигентной семье. Отец его был известным ученым - профессор, экономист, мать - врач. В октябре 1941 года его отец ушел добровольцем на фронт и погиб в ополчении, защищая Москву. Воспитание двух сыновей легло на плечи матери. Окончив экстерном десятилетку в 1944 году, Лев Иосифович поступил учиться в Московский химико-технологический институт. В 1946 году он перевелся в московский механический институт (ставший позднее МИФИ), который успешно окончил в 1950-м. В том же году он начал работать в Гидротехнической лаборатории АН СССР в Дубне старшим лаборантом с высшим образованием как физик-теоретик. Его руководителями были сначала И.Я.Померанчук, а позднее Я.А.Смородинский. В 1951-52 гг. он успешно сдал полный курс экзаменов по "теоретическому минимуму" Л.Д.Ландау. Это был очень важный рубеж. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1962-м - докторскую. В 1965 году Л.И.Лапидусу было присвоено звание профессора. Его лекции и семинары отличала та же ясность и увлеченность наукой, которые были присущи его научной работе. Он умел заинтересовать слушателей красотой физической теории и передать им свою увлеченность.
Уже в ранних работах Лев Иосифович продемонстрировал оригинальный подход к решению новых физических проблем. На протяжении всей своей научной деятельности он работал над наиболее актуальными задачами современной теоретической физики элементарных частиц, тесно увязывая свои исследования с экспериментами, проводившимися физиками нашей лаборатории как на собственном ускорителе, так и на ускорителях других лабораторий и институтов.
Его работы отличались замечательными качествами - большой ясностью и доведением теоретических расчетов до количественных выводов, на основе которых можно было ставить эксперименты и получать строго интерпретируемые данные.
В первые же годы своей работы в лаборатории Лев Иосифович провел необходимые расчеты и сделал предложение об использовании излучения Вавилова - Черенкова для измерения энергии релятивистских частиц в пучках от ускорителей высоких энергий. Сейчас этот метод широко применяется в физике высоких энергий. Один из лучших экспериментаторов нашей лаборатории В.П.Зинов провел такие измерения с помощью ахроматического черенковского метода и для энергии выведенного из синхроциклотрона пучка протонов 460 МэВ получил точность 0,9 МэВ, которая была весьма близка к достижимой точности, оцененной Л.И.Лапидусом.
Большой цикл работ Л.И.Лапидуса в 1952-53 гг. был посвящен разработке проблемы изотопической инвариантности сильных взаимодействий. Одним из следствий этих работ явилось его предложение о постановке на синхроциклотроне ОИЯИ очень красивого опыта по проверке этого фундаментального закона с помощью исследований запрещенной законом сохранения изотопического спина реакции d+d4He+0. Для этого (по распоряжению дирекции ЛЯП) высокочастотная система синхроциклотрона была перестроена с ускорения протонов на ускорение дейтронов до энергии 400 МэВ, и Л.И.Лапидус, О.В.Савченко, Л.М.Сороко и Ю.К.Акимов на опыте с большой точностью показали, что действительно 0-мезоны в этой реакции не рождаются. Эта работа была удостоена премии ОИЯИ.
Особое место в научной биографии Л.И.Лапидуса занимали поляризационные исследования. Он являлся одним из активнейших участников (совместно с Я.А.Смородинским, Р.М.Рындиным и другими учеными) создания теории полного опыта для взаимодействия нуклонов с нуклонами. Им предложено большое количество экспериментов с поляризованными мишенями. Этот цикл работ был удостоен первой премии ОИЯИ.
Особенно широко известны в мире работы Льва Иосифовича, в которых была показана важная роль электромагнитного взаимодействия в поляризационных эффектах при рассеянии барионов на малые углы - эффект интерференции кулоновского и ядерного рассеяния. Он первым указал на незатухание поляризации, обусловленной этим эффектом при возрастании энергии частиц, что в дальнейшем позволило осуществлять измерение поляризации пучков сверхвысоких энергий. Предложенные им эксперименты были включены в программы исследований на многих ускорителях.
Все это создало Л.И.Лапидусу имя одного из наиболее известных и авторитетных в мире специалистов по спиновым эффектам. Он регулярно получал приглашения на все конференции, посвящавшиеся исследованию этих эффектов.
Выводы всех этих работ Льва Иосифовича в сильной степени стимулировали проведение соответствующих экспериментальных исследований физиками нашей лаборатории и многих других институтов.
Лев Иосифович проявлял интерес также и к исследованиям, проводившимся в ЛВЭ по рассеянию протонов на малые углы, откуда можно было получить сведения о соотношении мнимой и действительной частей амплитуд рассеяния частиц. Там в качестве детекторов протонов отдачи применялись эмульсии, и набор данных из-за сложности обработки шел медленно. Качественный скачок произошел в 1965 году, когда по предложению и при участии Л.И.Лапидуса и Ю.К.Акимова эмульсия как регистратор частиц была заменена на кремниевые полупроводниковые детекторы, и это открыло дорогу для автоматизации метода на базе ЭВМ.
В 1977 году Л.И.Лапидус, проанализировав данные по определению электрических радиусов протона и дейтрона, установил, что опытные данные по рассеянию электронов указанными частицами на малые углы отсутствуют и при определении соответствующих радиусов используется метод экстраполяции. Тогда он предложил использовать для регистрации медленных p и d, получающихся при рассеянии электронов на малые углы, полупроводниковые детекторы (метод, разработанный Ю.К.Акимовым) и провел соответствующих расчеты. Опыты, проведенные на 6 ГэВ электронном синхротроне ЕрФИ Ю.М.Казариновым, Ю.К.Акимовым, В.С.Киселевым и А.И.Калининым с участием ереванских, румынских физиков и Л.И.Лапидуса, позволили устранить пробел в опытных данных и непосредственным путем определить электрические радиусы p и d.
После обнаружения на ускорителях Серпухова и ЦЕРН явления роста полных сечений взаимодействия адронов Л.И.Лапидус вместе со своими сотрудниками выдвинул идею подкритического померона, интерсепт которого превышает единицу. Этот подход подтвердили данные при более высоких энергиях.
В последние годы своей жизни Лев Иосифович выполнил очень важные работы по развитию кварк-партонной схемы сильных взаимодействий (совместно с Б.З.Копелиовичем). Впервые было теоретически предсказано явление цветовой прозрачности ядерной материи для малых кварк-глюонных систем типа цветовых диполей, каковыми в КХД являются мезоны. Экспериментально это явление впервые в мире было обнаружено и изучено в ЛЯП при исследовании на установке "Гиперон" процессов перезарядки +- и K+-мезонов с импульсом ~10 ГэВ/с в -мезон. Наблюдаемая прозрачность ядер для мезонов целиком определяется малостью расстояний между кварками в мезоне, поскольку в этих условиях их цветовые заряды взаимно экранируются. В настоящее время это явление изучается не только в ОИЯИ, но и в Брукхейвене, на СЕБАФ и в других лабораториях мира.
Лев Иосифович являлся крупным теоретиком, сочетал в себе способности творчески работать во многих областях физики элементарных частиц. Наряду с этим он внес неоценимый вклад в становление и развитие нашей лаборатории. Работая в течение 22 лет заместителем директора. Л.И.Лапидус по праву считается лучшим из всех заместителей директора ЛЯП. Его отличала большая увлеченность наукой, высокая инициативность в вопросах выбора направлений исследований, в организации международного сотрудничества, в вопросах подготовки молодых специалистов, организации рабочих совещаний и конференций.
Он руководил лабораторным научным семинаром по физике высоких энергий. Кроме того, он являлся членом редколлегии журнала "Ядерная физика", членом советов по электромагнитным взаимодействиям и по ядерной физике при Отделении ядерной физики Академии наук СССР.
Лев Иосифович всегда достойно представлял лабораторию, когда ему приходилось участвовать в решении крупных принципиальных вопросов, касающихся ее деятельности. Ему были присущи высокая интеллигентность. Доброта, отзывчивость и доброжелательность. Он был доступен для всех, охотно и активно оказывал помощь экспериментаторам, обращавшимся к нему с вопросами, касающимися теоретической интерпретации опытных данных.
Его работы неоднократно удостаивались премий ОИЯИ. Он был награжден орденом "Знак Почета" и различными медалями как нашей страны, так и других стран-участниц ОИЯИ. Он широко известен в научном сообществе тех стран, где ведутся исследования по физике элементарных частиц.
Светлая память о Льве Иосифовича - выдающемся человеке и ученом навсегда осталась в наших сердцах и памяти знавших его людей.
В.Г.Кадышевский, А.Н.Сисакян, Ц.Д.Вылов, Н.А.Русакович, В.А.Бедняков, Б.З.Копелиович, А.А.Тяпкин.
Фото из архива ЛЯП.