Маршруты Дома ученых


Этой теме была посвящена экскурсия Дома ученых в воскресенье, 16 июня.

Экскурсоводом вновь была наша добрая знакомая Ирина Юрьевна, одна из лучших московских гидов. Она начала свой рассказ с истории появления в Москве неправославных конфессий - это всегда было связано с большими трудностями, специальными разрешениями. Но когда Николай II в 1905 году издал манифест, содержавший среди других вольностей свободу вероисповедания, проблемы исчезли.

Первый раскол христианской церкви произошел в 1054 году. В 15-м и 16-м веках движение реформации продолжило разделение. Проездом экскурсовод обратила наше внимание на строгий, наподобие собора в Новгороде, старообрядческий собор Святого Николы, построенный после упомянутого манифеста. Он находится неподалеку от Белорусского вокзала, у Тверской заставы.

Началась наша экскурсия на Малой Грузинской с католического костела. На этом месте в 1910-1911 годах по образцу собора в Милане построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, архитекторы - Ф.Ф.Богданович и Л.Ф.Даскрига. В 20-е годы был закрыт, а теперь восстановлен как кафедральный собор католиков России. Возле собора строится здание семинарии. В этом районе "инословные" (неправославные христианские церкви) появились во времена Алексея Федоровича, когда царь разрешил в своей бывшей загородной резиденции поселиться грузинскому царю, - это было начало Грузинской слободы. Потом возникла и Армянская слобода, и в обеих были построены храмы. Грузинский собор сохранился до наших дней.

Следующий пункт нашего маршрута - мусульманская мечеть, построенная в бывшей Мещанской слободе (ныне улица Дурова, рядом с Олимпийским комплексом) в 1904 году на деньги купца первой гильдии Седаха Ерзина. Служащий при мечети вежливо попросил снять обувь и провел нас как иноверцев в женскую галерею. Мы побывали в мечети суннитов, выстланной коврами и расписанной растительным орнаментом.

Следующая остановка - Спасоглинищевский Малый переулок, большая хоральная синагога. История иудаизма на Руси тесно связана с миграцией еврейского населения. После третьего деления Польши количество евреев возросло, а аракчеевские реформы позволили всем иноверным и инословным после прохождения 25-летней военной службы селиться в любом месте. Таким образом, в Заречье (на месте нынешней гостиницы "Россия") возникло "гетто" с малой синагогой. Большая в Спасоглинищевском была построена в основном на средства польской диаспоры. После манифеста 1905 года здесь был построен по проекту архитектора Клейна большой молитвенный зал. Сейчас в синагоге ведутся реставрационные работы. Зал украшен растительным орнаментом, на почетном месте - шкаф со святыми книгами Торой и Талмудом. Напротив синагоги - небольшая площадь, на которой установлена замечательная скульптура - на открытой ладони голубка с оливковой ветвью в клюве.

В храме евангелических христиан-баптистов нас приняли вежливо. Молитвенный зал прост, украшен книжными росписями и чашей. После проповеди один из прихожан исполнил под гитару евангелические песни.

В конце экскурсии мы поехали за Рогожскую заставу, где во время чумы в конце 18-го века старообрядцы ухаживали за больными. С тех пор здесь существует одно из исторических московских кладбищ, где захоронены многие купцы-старообрядцы. Кладбище действующее, мы осмотрели усыпальницу династии Морозовых, последнее захоронение здесь совершено в 1991 году. Покровский собор, построенный в 1792 году по проекту Казакова, недоступен для посещения. Второй старообрядческий собор, в котором могут побывать все желающие, построен в византийском стиле. После 1905 года построена 54-метровая колокольня с храмом и алтарными выступами.

Вот так за сравнительно короткое время можно познакомиться в Москве - не только интернациональном, но и веротерпимом многоконфессиональном городе с храмами, представляющими основные религии мира.

Антонин ЯНАТА