Н.А.Русакович, директор
Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова
Физика на ускорителях и неускорительная
физика
1. Основные направления научного развития Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова можно сформулировать так:
а) Ускорительная физика (сверх)высоких энергий. Участие в экспериментах D0 и CDF на Тэватроне (США) “обещает” в самом ближайшем будущем (несколько лет до запуска LHC в ЦЕРН) новые важные результаты в области физики частиц (регистрация “неуловимого” для LEP бозона Хиггса, выяснение свойств кварков 3-го поколения, возможное обнаружение суперсимметричных частиц и т.п.). Каждое из этих достижений будет, несомненно, иметь фундаментальное значение для современной физики частиц высоких энергий. В дальнейшем главным будет проведение фундаментальных исследований на адронном коллайдере LHC с помощью универсального детектора ATLAS и подготовка к работе на лептонном линейном коллайдере TESLA.
б) Прецизионная физика как при высоких, так и при “экстремально” низких энергиях. Основой данной области являются изучение редких процессов с целью проверки предсказаний и выявления области применимости стандартной модели физики частиц, измерения параметров прямого нарушения CP-симметрии, а также поиска так называемой новой физики, требующей явного выхода за пределы современных представлений (Стандартной Модели).
в) Тесным образом связанная с предыдущим пунктом физика нейтрино и слабых взаимодействий. Эта область в ОИЯИ возникла (достаточно вспомнить имя Б.Понтекорво) и успешно развивается именно в стенах Лаборатории ядерных проблем. Природа и свойства нейтрино имеют ключевое значение для современной физики. Наиболее прямой путь к получению важной информации в этом направлении лежит через исследования безнейтринного двойного бета-распада ядер и изучение осцилляций (превращений) нейтрино различных типов друг в друга. Эти перспективные исследования, обещающие данные фундаментального значения, ведутся и будут продолжаться в лаборатории.
г) Не полностью исчерпали себя традиционные для ЛЯП исследования механизмов ядерных реакций, взаимодействия частиц с веществом и процессов взаимопревращения частиц и ядер. Здесь также есть поле для исследовательской деятельности и возможно получение важных физических результатов как фундаментального, так и прикладного характера.
д) Методические исследования, связанные с разработкой и созданием высокочувствительных детекторов и детектирующих систем нового поколения для применения их в современных и будущих экспериментах в максимально широкой области энергий. Данное направление также традиционно для лаборатории, оно позволяет иметь надежную основу для исследований на базовых установках ОИЯИ, а также иметь хорошие перспективы для участия в наиболее важных международных научных проектах и коллаборациях.
2. Это, кроме очевидной перспективы исследований фундаментальных взаимодействий при высоких энергиях на установках типа ATLAS, относится к изучению свойств нейтрино, а также к астрофизическим исследованиям, без которых невозможно адекватное построение современное картины нашей Вселенной и ее возникновения. В настоящее время физика частиц достигла такого уровня, что необходимо принимать во внимание и совместно анализировать данные, полученные как на ускорителях, так и в подземных прецизионных экспериментах, а также в космических исследованиях.
3. Объем прикладных исследований в ЛЯП в целом невелик, его весьма трудно определить (по числу занятых сотрудников, проектов, времени работы базовых установок и т. п.), да и не совсем ясно, для чего. С другой стороны, важность этих работ сомнений не вызывает. Среди них:
Я бы не стал противопоставлять фундаментальную науку “наукам о жизни”. Собственно, физика – это и есть основная наука о жизни, базирующаяся на точном знании законов природы. Действительно, фундаментальная наука оказала и продолжает оказывать решающее влияние на развитие высоких технологий. Единственный бесспорный вывод из этого утверждения, на мой взгляд, состоит в том, что и в будущем фундаментальная наука должна остаться важным и престижным делом, создавая основу для новых технологических прорывов. Сегодня мы переживаем времена чрезмерного прагматизма, основанного на стремлении получить быструю и конкретную выгоду в любом виде деятельности. Я глубоко уверен, что в стране с таким глубоким духовным наследием, как наша, эта “болезнь” не перейдет в хроническую форму.