На 16-й сессии ПКК по физике конденсированных сред
В соответствии с мировыми тенденциями
18-19 апреля в Лаборатории нейтронной физики имени И.М.Франка проходила 16-я сессия Программно-консультативного комитета по физике конденсированных сред.
- Если говорить о тенденциях развития физики конденсированных сред, то прежде всего исследования двигаются в сторону наноструктур (не трехмерной физики, а физики малоразмерных систем), - сказал в интервью нашей газете П.А.Алексеев, начальник отдела ФКС Института сверхпроводимости и физики твердого тела ГНЦ "Курчатовский институт". - И второе, не менее важное направление, физика коррелированных систем. То есть если существуют две электронные подсистемы с разными свойствами, то их взаимодействие приводит к очень большому многообразию явлений в веществе - магнетизму, диэлектричеству, сверхпроводимости. Интересна и физика тонких пленок. При изучении процессов, в них происходящих, особенно эффективно применение нейтронных методов, потому что нейтроны позволяют изучать магнитные свойства. Здесь, в ЛНФ, физика тонких пленок - очень перспективное и активно развивающееся направление. И, конечно, в последнее время очень важно сотрудничество с биологией, life science. За это общество готово платить.
Тематика докладов, представленных на 16-й сессии ПКК, собственно, и стала иллюстрацией к этим тезисам. Помимо отчетных докладов о выполнении рекомендаций предыдущей сессии, о базовых установках ОИЯИ, модернизации ИБР-2, обсуждались вопросы исследований ученых Института в так называемых науках о жизни - радиобиологических исследованиях в ОРРИ, протонной радиотерапии, в также в области материаловедения и других направлениях. Большой интерес вызвал доклад начальника сектора нейтронно-активационного анализа М.В.Фронтасьевой "Радиоаналитические исследования в ЛНФ: вклад в науку о живом в ОИЯИ", где было представлено положение дел на сегодня и обозначены перспективы. Через десять лет сектор Фронтасьевой видит себя как международная аккредитованная радиоаналитическая лаборатория, в которой в качестве базовых методов будут применяться не только нейтронно-активационный анализ НАА) на реакторе, но и атомная адсорбция, рентгенофлюоресцентный анализ и, возможно, самый современный метод исследования вещества - масс-спектроскопия со связанной плазмой.
- Я тоже физик, работаю в университете города Лидс, - говорит доктор Сьюзен Килкойн. - На заседание ПКК я впервые, и думала, что разговор здесь пойдет только о реакторе и физических теориях. Доклад М.В.Фронтасьевой стал для меня приятной неожиданностью. Впечатляет прежде всего масштаб - и география исследований, и наука, которая при этом задействована. Я исследую содержание железа в рисе, и мне хотелось бы продолжить работу с другими злаковыми культурами, из которых изготавливаются мука и крупы. В своей работе я применяю метод мессбауэровской электронной спектроскопии. Но этот метод позволяет исследовать ограниченное число элементов, в то время как возможности НАА гораздо шире - до 40 элементов, и с его помощью можно получить интересные результаты. Сейчас я веду переговоры с доктором Фронтасьевой о возможности совместной работы. Причем мне хотелось бы, чтобы мы могли не только меняться образцами, но и вести обучение студентов.
В рамках сессии для участников была организована экскурсия на ИБР-2. Кто-то увидел реактор впервые, кто-то сохранил в памяти впечатление о тех днях, когда ИБР-2 только создавался...
- Несмотря на то, что я сейчас впервые вошел в состав Программно-консультативного комитета, в Дубне бывал и бываю часто, - рассказывает П.А.Алексеев. - И когда только строился и монтировался ИБР-2, мне удалось увидеть его активную зону. Это был впечатляющий момент. Сейчас все заложено бетоном, и нефизику-нейтронщику трудно даже представить что может находиться внутри. На самом деле, это уникальные установки и приборы. Приятно отметить, что в ЛНФ работает много молодых сотрудников. В этом плане предыдущим директором ЛНФ была проделана большая работа. У нас проблема с молодежью гораздо острее, хотя появляются ребята, готовые заниматься наукой. Конечно, это связано и с тем, что наш институт находится в Москве. Молодежь мы стараемся поддерживать - грантами, именными стипендиями, участием в различных конкурсах. В результате они зарабатывают деньги, пусть небольшие, но соизмеримые с тем, что получаем мы, старшее поколение ученых. И эта ситуация неправильная, потому что они видят, что их ждет. Выучатся они, приобретут опыт и станут нами. А что мы имеем? Поэтому такая поддержка может иметь лишь тактический смысл - перетерпеть несколько лет. А по большому счету должна выстраиваться система, когда человек видит свою перспективу, оставаясь в науке.
- Расскажите о совместных работах, которые ведут ОИЯИ и "КИ".
- На 12-м канале реактора есть установка ДИН-12. С ее помощью развивается одно из очень перспективных направлений исследований, поскольку связано с возможностью изучения очень маленьких образцов - несколько кубических миллиметров. За счет многодетекторной системы фокусировки пучка можно получать результаты при давлении порядка 50 тысяч атмосфер. Эта техника высоких давлений в сочетании с нейтронами как раз и развивалась в "Курчатовском институте", а сейчас переносится сюда. Вот вам пример эффективного сотрудничества. На других спектрометрах мы проводим совместные эксперименты. Мы часто ставим дифракционные эксперименты на ФДВР. Это пример того, как сообща создаются новые приборы, но мы вместе решаем и физические задачи.
В качестве эксперта ПКК второй раз в ОИЯИ приезжает Р.Цивински, председатель Европейской ассоциации по исследованиям в области рассеяния нейтронов. Мы попросили рассказать его о последних новостях по сооружению европейского источника нейтронов.
- С 15 по 18 мая в Бонне на высшем уровне будет проходить большая презентация европейского источника, - сказал Р.Цивински.- В ней будут принимать участие политики, финансисты, представители общественных организаций. Часть этих обсуждений коснется месторасположения источника. В настоящее время предлагается Юлих и Хали (Германия), Скандинавия, Айсис и Йоркшир (Великобритания). Вопрос этот очень сложный. Местные политики, агентства, академические институты очень заинтересованы, чтобы источник создавался именно у них, потому что помимо научных исследований будут поддержаны социально-экономические интересы региона. Это капиталовложения, взаимодействие с промышленностью и так далее, что обещает оживление экономических отношений.
- Вы в Дубне уже второй раз, и, возможно, теперь у вас более полное представление о том, как здесь идет научная жизнь...
- Уже 30 лет я занимаюсь исследованиями в области рассеянных нейтронов, и мне известно много великих имен - это именно ученые из России и из Дубны. После экскурсии на ИБР-2 я хочу сказать, что наука, которая здесь развивается, это великолепные исследования. Произвели впечатление и доклады, которые мы заслушали - по радиобиологии, радиотерапии... Проблема всегда одна - финансирование, и здесь она стоит наиболее остро.
- На сессии были представлены предложения по долгосрочной программе исследований в ОИЯИ. Вы с ними согласны?
- Я могу квалифицированно судить о рассеянии нейтронов. На мой взгляд программа очень сильная. ИБР-2 имеет уникальные характеристики, именно по длительности импульса. Половина мишеней, которые будут использоваться на европейском источнике, требуют именно длинных импульсов. И настоящий опыт в этом направлении принадлежит Дубне, что, безусловно, пригодится при строительстве нового источника. Локально перспективы исследований на реакторе - просто великолепная программа. А что касается европейского региона, то это очень хорошая и полезная программа.
Галина Мялковская