На 17-й сессии ПКК по физике частиц


Напряженной и насыщенной была повестка 17-й сессии программно-консультативного комитета по физике частиц, которая состоялась в Дубне на этой неделе. Ее итоги комментируют председатель ПКК профессор Тимоти Холлман из США и его коллеги из России, Словакии, Италии.

Профессор Николай Евгеньевич Тюрин, заместитель директора ИФВЭ по науке, от прямого вопроса-просьбы прокомментировать итоги ПКК мягко уклонился, но все познается в сравнении... И поэтому в беседе с корреспондентом газеты признался:

- Я не думаю, что мы можем так же, как ОИЯИ, верстать планы на семилетку, но могу сказать, что положение Института физики высоких энергий, в том числе и финансовое, значительно стабилизировалось в последние три года. Ускоритель в Протвино работает стабильно, два сеанса в год. Приблизительно около трех тысяч часов в год работает машина. Мы очень надеемся, что такой же темп работы будет сохранен в ближайшие годы, поскольку одобренные научные программы и перспективные работы, которые мы видим для 70-гэвного ускорителя в Протвино, очень хорошо просматриваются, по крайней мере, на ближайшие три-четыре года.

С поляризованными пучками вы намечаете работать - сегодня это одно из самых перспективных направлений?

Есть новые программы, которые хотелось бы отметить. Одна - это исследования по спиновой физике. Здесь есть новый проект, он называется "СПИН на У-70". Работы здесь будут концентрироваться в области измерения поляризации упругого рассеяния, области очень больших переданных импульсов. По существу, это очень важно для проверки основных принципов квантовой хромодинамики. Данный эксперимент уже значительно продвинут и первое время на пучке будет выделено в конце апреля. Участвуют в этой работе Объединенный институт ядерных исследований, американские физики из Мичиганского университета и наш институт в Протвино.

Вторая работа, тоже очень важная, с участием Объединенного института, это проект "Ока", целью которого являются исследования с достаточно интенсивным пучком каонов. Для этих экспериментов создаются специальный канал со сверхпроводящими высокочастотными сепараторами для получения чистого пучка ка-мезонов и новая установка. Этот проект планируется завершить к концу будущего года, и я очень надеюсь, что в конце 2003 года - начале 2004-го первый пучок будет получен и начнутся эксперименты. Кроме ОИЯИ в этом проекте участвуют ученые из Института ядерных исследований РАН (Троицк), ИФВЭ и из Фермиевской лаборатории.

Я слышал, что у вас в ИФВЭ создается музей. Как продвигаются дела?

Да, мы решили создать музей, и знаете, я по-честному скажу: и приезжая в ОИЯИ и просто с юга Московской области наблюдая, я очень завидую и Объединенному институту, и дирекции ОИЯИ, которая столько внимания уделяет пропаганде достижений коллектива Института и информированию широкой общественности, как у нас теперь принято говорить, налогоплательщиков, о том, что делается в Дубне для науки и образования... Сейчас мы делаем первый шаг в этом направлении, создаем музей, который будет не только музеем, но и выставкой достижений ИФВЭ. Мне кажется, это очень важно для того, чтобы обозначить и сохранить исторические вехи на пути нашего института.

Я хотел бы сказать, что в будущем году исполняется 40 лет Институту физики высоких энергий. Мы очень рассчитываем, что этот проект будет завершен к юбилею.

Профессор Станислав Дубничка на этой сессии чувствовал себя менее напряженно, чем год и два назад, когда был председателем ПКК. И впервые комментировал событие с позиции рядового эксперта:

- Я очень доволен обстановкой в Институте даже по сравнению с прошлым годом. Действительно, мы здесь предлагали немало. Это не потому что мы недовольны тем, что здесь есть, но хотим видеть наш Институт центром, привлекательным для всего мира. Хотелось бы, чтобы авторы проектов и докладчики подходили к представлению своих материалов на ПКК более аккуратно. Бывает, что не очень ясно формулируется задача, некоторые физические величины понятны только автору проекта, который работает в этой области 10-15 лет. А оппонент при подготовке отзыва должен перелопатить кучу литературы. Я знаю, что есть какая-то форма для всех лабораторий, тогда всем надо ее придерживаться.

То есть у вас есть некоторые претензии по форме представления материалов. А что касается содержания?

С содержанием все нормально. С точки зрения физики - какой намечается результат, потом финансовые вопросы, потом международные коллаборации... И в конце концов решаем, первый приоритет получает проект или второй. Если второй - надо искать внебюджетные источники финансирования.

Теперь, спустившись с высот КПП, в работе которого вы участвуете как представитель Словакии, к первой ступеньке, которая формирует научную политику...

Эта первая ступень, я бы сказал, самая важная - здесь самое главное формируется. На сессии КПП мы глобально смотрим и согласовываем бюджет Института, но здесь, как бы я сказал, главная кухня. И действительно, очень важна и велика ответственность этого комитета.

Мы говорим о программе, сроки которой подразумевают, что в Институт придет совершенно новое молодое поколение, на плечи которого ляжет основная работа. Как вы смотрите на подготовку этого поколения?

Это очень правильно. Мы обсуждаем перспективы экспериментов на LHC и так далее. Но кто сегодня может сказать, когда начнутся первые эксперименты на этом коллайдере? В 2005-м? 6-м? 7-м? А то что предлагается сделать в Дубне, связано с конкретной физикой. Это гарантия для нашего Института и для стран-участниц. Для молодежи стран-участниц.

А в вашей стране идет какая-то работа, чтобы привлечь к этим исследованиям молодежь?

Я могу похвастаться, что информации достаточно. Среди научной молодежи в Словакии проводится конкурс среди желающих работать в Дубне. Есть специальная комиссия, которая выбирает лучших. Мы направили сюда 17 студентов на преддипломную практику, но только двое будут заканчивать здесь аспирантуру.

С профессором Пьеро Спиллантини, который тоже был председателем ПКК, мы беседовали на русском языке. Правда, он признался, что первый день ему говорить очень трудно, второй - полегче, а третий - снова трудно. Мы встретились как раз на второй день, когда сессия ПКК уже завершала работу.

- Эта программа очень полная, насыщенная, очень много инициатив, связанных с семилетней программой. И это не фантастика, а вполне реальные проекты. И в рамках сегодняшнего финансирования это можно сделать. Программа нуклотрона конкретная, все эти разговоры о новой машине - коллайдере поляризованных ядер на базе синхрофазотрона и нуклотрона базируются не на пустом месте. Программы выездных экспериментов тоже очень насыщенны, но здесь, мне кажется, надо учитывать (и мы это обсуждали здесь уже два года назад), что пик финансирования этих проектов может прийтись на 2005-2006 годы, может быть, пораньше, может быть, попозже, и это тоже надо учитывать в долгосрочной программе... Но сейчас в физике высоких энергий есть такая общая особенность. Все ждут пуска LHC. А перед этим может возникнуть некая пауза, и кто-то с прекращением прежних тем может остаться не у дел.

То есть эта семилетняя программа развития Института очень тесно связана с развитием физики частиц в мире...

Да, старые ускорители закрываются, для новых пока трудно точно определить, когда и какая физика начнется... Но не случайно на этой сессии в числе других проектов обсуждалась программа исследований с космическими лучами, в которых есть частицы сверхвысоких энергий. И сейчас эта физика переживает второе рождение. Вы знаете, это такая машина "годотрон", которая всегда работает. С этих лучей начиналась физика частиц, но если раньше были маленькие детекторы, то сейчас создаются установки нового поколения, ведутся исследования космических лучей в открытом космосе, и счет энергии уже ведется на мэвы и гораздо более высокие энергии. И в этом контексте в программе ОИЯИ тоже нет пробелов, поэтому проект астрофизических исследований в эксперименте ТУС на искусственном спутнике Земли получил всеобщее одобрение.

В общем, программа представляется реальной и весьма разносторонней. И если страны-участницы будут исполнять свои финансовые обязательства, о чем говорилось в докладе дирекции, и люди в лабораториях будут получать нормальную зарплату и спокойно работать, - все будет хорошо.

В заключение - интервью председателя ПКК по физике частиц профессора Тимоти Холлмана. Его дебют в этом качестве состоялся в ноябре прошлого года, и в интервью нашей газете полгода назад он сказал: "Мы заинтересованы в том, чтобы обсудить конкретные детали этих проектов (речь шла о предложениях лабораторий в долгосрочную программу развития Института - Е.М.). Пока еще от этого очень далеко, а надо, чтобы идеи будущих экспериментов были тесно увязаны с развитием базовых установок в рамках существующей программы ОИЯИ. Надеюсь, на следующих сессиях мы будем более предметно обсуждать эти вопросы". Сбылись ли надежды?

- Эта сессия ПКК по физике высоких энергий была интересна и важна с разных точек зрения. Во-первых, в связи с новым этапом выполнения программы LHC в ЦЕРН и участием ОИЯИ в основных проектах - ALICE, ATLAS, CMS. Во-вторых, нуклотрон в Дубне становится все более привлекательной установкой для международного физического сообщества, и очень важной задачей является выработка такой программы исследований на этом новом ускорителе, которая должна быть интересна физикам разных стран - США, Японии и, конечно, России. Третий важный момент - начало программы астрофизических исследований в Дубне в связи с изучением частиц очень высоких энергий, наблюдаемых в космических лучах, природа которых не ясна до сих пор.

Какие ваши личные впечатления?

Очень положительные. Во-первых, потому что финансирование на этот год, судя по докладу дирекции, будет лучше, чем в прошлом году, и это позволит более уверенно осуществлять обсуждавшиеся программы. А во-вторых, в плане привлечения научной молодежи к выполнению этих физических программ. По ходу обсуждения ясно, что с этим тоже все более-менее благополучно.

Другой важный момент, который был отмечен в докладе профессора А.Н.Сисакяна, что готовится подписание важных соглашений между физическими центрами США и ОИЯИ, касающихся выполнения наших совместных программ. В конце прошлого года члены дирекции, координаторы сотрудничества от ОИЯИ встретились с ведущими учеными и организаторами науки в США. Эти контакты будут продолжены во время визита вице-министра энергетики США мистера Карда на следующей неделе в Москву. В этом году, возможно, состоится визит в Россию президента Дж. Буша, и есть надежда, что во время этого визита работа по заключения Соглашения войдет в завершающую фазу. Многие ученые в Америке настроены на то, чтобы сотрудничество с ОИЯИ было закреплено в нашей стране на правительственном уровне.

Евгений Молчанов