Наука - практике


Европейский Парламент выделил два наиболее актуальных направления исследований для преимущественного финансирования: улучшение качества жизни (экология) и развитие средств коммуникаций (в широком смысле этого слова). Организация Объединенных Наций создала специальную экономическую комиссию для Европы, которая формирует научную политику стран, подписавших Конвенцию ООН в области изучения трансграничного переноса воздушных загрязнений, изучения критических уровней озона и оценки выпадений тяжелых металлов в Европе по методологии, основанной на одномоментном сборе и анализе мхов-биомониторов (Task Force Meeting of the UN/ECE ICP Vegetation). В число этих стран входит и Россия.

С 11 по 14 февраля 2002 года в Трире, на юге Германии, проходило очередное 15-е Совещание этой комиссии в рамках Международной кооперативной программы по изучению воздействия воздушных загрязнений на дикую и сельскохозяйственную растительность. По персональному приглашению председателя комиссии Джины Миллз (Великобритания) в работе совещания принимала участие М.В.ФРОНТАСЬЕВА, руководитель сектора активационного анализа и радиационных исследований ЛНФ ОИЯИ.

Каким образом вы получили приглашение участвовать в столь высоком форуме?

Скорее всего, организаторов этого совещания заинтересовало то обстоятельство, что в Объединенном институте ядерных исследований, в России, ведутся широкомасштабные исследования по биомониторингу атмосферных выпадений тяжелых металлов (ТМ), с применением современных ГИС технологий (разработкой географических карт выпадений). Поскольку мы передаем наши результаты в Европейский атлас атмосферных выпадений ТМ, находящийся в ведении этой комиссии, то комиссии небезразлично качество наших работ, выполненных в некоторых регионах Центральной России (Тульская. Тверская, Ярославская области), на Южном Урале (Челябинская область), Кольском полуострове, в Болгарии, Польше, Румынии, Словакии, Сербии, в некоторых районах Чехии, Боснии и Украины. Мы также располагаем результатами по Южной Корее и некоторым районам Китая, но это уже Азия и к данному Атласу не относится.

В чем состояла суть вашего выступления перед этой комиссией?

Целью моего 40 минутного доклада (10 минут мне "подарил" южно-корейский коллега, профессор Г.Ким) было убедить Комиссию, что результаты нейтронного активационного анализа (НАА) мхов-биомониторов на реакторе ИБР-2 ЛНФ ОИЯИ могут приниматься в Атлас наряду с результатами, полученными методом масс-спектрометрии с ионизацией в индуктивно-связанной плазме (ICP MS), применяемом для анализа таких же биомониторов в странах Западной Европы. Эта цель была достигнута, и в решениях комиссии НАА обрел права на существование в Европейском атласе.

Кроме того, в мои задачи входило продемонстрировать высокий уровень географических информационных систем, разработанных во ВНИИГеосистем (Москва) под руководством профессора Е.Н.Черемисиной, проректора Университета "Дубна". Благодаря возможности представления доклада в PowerPoint, я смогла донести до аудитории все великолепие российских ГИС технологий на примерах карт распределения концентраций порядка 45 химических элементов на исследуемых территориях разных регионов мира (надо сказать, что до последнего времени карты в Европейском атласе создавались с использованием стандартных ГИС, качество которых существенно уступает российским разработкам). Информация о возможности издавать Европейский атлас в России (вместе с рекламным пакетом ВНИИГеосистем) передана в Комиссию ООН, и не исключено, что следующий том Атласа будет иметь в исходных данных пометку: "Сделано в России".

Какую оценку получили ваши работы?

Я могу только сказать, что председатель комиссии Джина Миллз гарантировала поддержку ООН для всех наших проектов по биомониторингу, направляемых в европейские и российские фонды.

Каковы ваши планы на ближайшее будущее?

Сейчас мы готовимся к участию в конференции "Ядерные аналитические методы в науках о жизни" - NAMLS-6 - она состоится в июне этого года в Анталии (Турция). Там одиннадцать заявленных нами докладов будут представлять семь преполагаемых участников, в основном, аспиранты и молодые сотрудники, если, конечно, Дирекция ОИЯИ нас поддержит. В виде устных и постерных докладов на конференции будут представлены последние работы по биомониторингу атмосферных выпадений ТМ и работы по проекту "Коперникус". (Программа 5-го Европейского сообщества): "Мониторинг на рабочих местах и здоровье персонала, занятого в производстве фосфорных удобрений России, Узбекистана, Польши и Румынии". Четыре доклада посвящены материалам наших совместных работ с учеными Грузии по применению методов нейтронного активационного анализа в исследованиях возможности создания лечебно-профилактических препаратов на основе матрицы сине-зеленой микроводоросли спирулины с аккумулированными в ней необходимыми для человека следовыми элементами, такими как селен, йод, хром и другие.

Мы надеемся достойно представить ОИЯИ в международных проектах, как это было на совещаниях в Дубне, Чехии и Словакии в 2000-2001 годах. Что касается наших научных планов, я могу выделить из них работы по завершению картирования "белых пятен" на территориях ряда стран Восточной Европы, изучению влияния нефтеперерабатывающих заводов на экологическую обстановку в Ярославской области, а также исследованию действия самого большого в Европе Череповецкого металлургического комбината на акваторию Рыбинского водохранилища. Очень хотелось бы привлечь внимание российских фондов, и особенно Минатома, к нашим работам для того, чтобы они получили такое же признание в России, как и в странах Западной Европы.

Какова роль молодежи в ваших исследованиях?

Среди 30 сотрудников сектора большинство - молодежь. У нас работает немало аспирантов, готовятся кандидатские диссертации, которые будут защищаться не только в России и Румынии, но и в Южной Корее. Над дипломными работами по различной тематике постоянно работают студенты как российских, так и зарубежных вузов. В настоящее время постигать "азы" НАА приехали студенты из Румынии (Университеты в Бухаресте и Яши) и из Польши (Технический Университет в Гданьске).

Как вам удается справляться с таким большим объемом работ?

Наш сектор за последние годы стал единой слаженной командой, где каждый заинтересован в успехе общего дела. Особая роль принадлежит моему заместителю Сергею Сергеевичу Павлову, специалисту высокого класса, который обеспечивает весь фронт экспериментальных работ на реакторе ИБР-2. Отлично понимая, что в притоке молодых специалистов - наше будущее, опытные сотрудники нашего сектора уделяют много сил и внимания воспитанию молодежи.