Чтобы вырастить кадры для наукограда, техническому творчеству требуется государственная поддержка
Научно-техническое творчество учащихся - одно из основных направлений в системе дополнительного образования. И неудивительно, что в Дубне, городе науки, с огромным научно-техническим потенциалом, сравнительно большим числом инженеров и ученых среди горожан, богатом научными традициями, несмотря на новые тенденции развития образования, среди подрастающего поколения по-прежнему популярны эти виды деятельности. Одним из учреждений, привлекающих детей и подростков к технике, является клуб юных техников "Енот". На эту тему мы и решили поговорить с директором клуба, Юрием Ивановичем РОМАНОВЫМ.
По направлению научно-технического творчества в нашем клубе работает 6 кружков, посещают их более 150 детей. Особый интерес ребята испытывают, конечно, к основам программирования, к работе на персональных компьютерах. При всей привлекательности компьютерных игр, мы стараемся все-таки давать базовое образование для будущих программистов, ребята изучают языки программирования, сами составляют программы, знакомятся с новостями из мира информатики. Уже третий год занимается с ними кандидат технических наук, бывший сотрудник ЛИТ ОИЯИ А.А.Корнейчук. Занятия в этом кружке у нас ведутся в три смены (10 компьютеров в классе - маловато), так как приезжают ребята даже с левобережья. Администрация города обещает нам помощь в оснащении второго компьютерного класса и подключении к университетской сети для создания единого информационно-образовательного пространства. Думаю, это расширит и наши возможности, и сделает детский технический клуб еще более интересным для детей и подростков.
Не менее интересными для тех, кто посещает КЮТ, стали занятия по радиоэлектронике и оптоэлектронике. Здесь ребята знакомятся со способами передачи сигналов телеуправления и различной информации по радио- и оптическим каналам. У нас горы старых телевизоров, у которых распаиваем платы на детали, покупаем в Москве необходимые микросхемы и создаем новые электронные устройства. Конечно, для тех, у кого "душа лежит" к технике, любопытно изучить устройства, например, радио- или видеотелефона, узнать, как передается аудиосигнал и видеосигнал в аналоговом или цифровом стандарте, разработать и создать свою схему с применением ИК-светодиодов или полупроводниковых лазеров и использованием "атмосферного" канала связи.
Однако, хочу отметить, что увлечения техникой - самое ресурсоемкое среди других направлений в системе дополнительного образования. Нам приходится изыскивать резервы для приобретения радиодеталей, оборудования и аппаратуры - специальных паяльников, измерительных приборов и так далее. Из-за дефицита бюджетного финансирования образовательные учреждения не в состоянии в одиночку решать массу проблем, даже работая в условиях нового хозяйственного механизма и занимаясь хозрасчетной деятельностью. Без государственной поддержки, на мой взгляд, научно-техническое творчество не возродить. Положение усугубляется тем, что в условиях социально-расслоенного общества многим родителям становится не по карману оплачивать занятия детей в кружках, где приходится самим покупать дорогие расходные материалы, или оплачивать участие в выездных конкурсах и выставках. Поэтому плату за обучение в нашем клубе мы стараемся сохранять минимальной, чтобы занятия оставались доступными для возможно большего числа детей.
Таким образом, ребята, которые у нас занимаются, приобретают основы профессий радиомонтажников, наладчиков радиоаппаратуры и пользователей ПЭВМ. По истечении срока обучения они вполне могут сдать экзамен и получить документы о присвоении им третьего или четвертого разряда по этим специальностям, а потом - устроиться на работу или продолжить обучение. Кстати, ребята, которые хорошо занимались в наших кружках, имеют возможность без экзаменов поступить учиться в профессионально-технический лицей № 67. У нас такие случаи уже были.
Поэтому я с уверенностью могу сказать, что КЮТ "Енот" не только пропагандирует научно-технические направления в нашем городе, но и ведет большую учебную и просветительскую работу среди детей и подростков, закладывая основы профессионального воспитания будущих кадров для наукограда, и тем самым способствует росту интеллектуального потенциала нашего города. И тот факт, что правительство России намерено оказывать всемерное содействие развитию дополнительного образования детей, вселяет определенный оптимизм - в XXI веке Россия будет иметь новое поколение Ломоносовых, Кулибиных, Поповых.
Галина Мялковская