Семинары
Такая короткая и яркая жизнь
“Да будет миру
весть,
что день мой догорел,
но след мой в мире есть!”
И. Бунин
1 марта в конференц-зале ЛНФ ОИЯИ состоялся научно-мемориальный семинар, посвященный памяти старшего научного сотрудника лаборатории Дмитрия Анатольевича Корнеева.
Семинар был приурочен к 40-му дню со дня его смерти и собрал в зале коллег, друзей, родных. В своем вступительном слове профессор В.Л.Аксенов отметил, что лаборатория потеряла талантливого, яркого ученого, беззаветно преданного науке и за свою сравнительно короткую жизнь (55 лет!) сделавшего очень много для развития нейтронной физики, а коллеги лишились надежного друга и открытого, искреннего товарища.
С обзором научной деятельности Д.А.Корнеева выступил доктор физико-математических наук А.М.Балагуров: “Основные этапы его работы в ОИЯИ уместились на двух прозрачках, но за этой краткостью скрыто очень много ярких фактов. Дима был незаурядным, неординарным человеком и ученым. Это проявлялось в течение всей его жизни с первых шагов в нашем Институте. Достаточно сказать, что его диплом еще до защиты на кафедре Б.М.Понтекорво был запатентован как изобретение. Название его звучит довольно скучно: “Исследование возможности создания пузырьковой камеры постоянной чувствительности”, - но в ней, этой краткой первой работе, заложены такие идеи, к которым сегодня хочется вернуться и осмыслить их вновь”.
А.М.Балагуров подробно остановился на вкладе Д.А.Корнеева в создание первого зеркального нейтроновода. Работать над этой темой Ф.Л.Шапиро поручил нескольким молодым сотрудникам, но “надо признать, - сказал А.М.Балагуров, - что настоящим профессионалом в этой области стал только Дима. Он настолько глубоко овладел этой темой и так хорошо чувствовал все нюансы, что с ним никто из нас сравнения не выдерживал”.
Так получилось, что лаборатория решила вернуться к созданию нейтроноводов собственными силами, и полтора года назад Дмитрий Анатольевич практически возглавил этот проект. Конечно, дело это очень непростое, а для человека, которого уже подтачивала болезнь, тем более. И все же дело сдвинулось с мертвой точки, и о первых результатах за месяц до своей кончины Д.А.Корнеев рассказал на лабораторном семинаре в декабре 2001 года.
На семинаре были подробно рассмотрены некоторые изобретения Д.А.Корнеева, которые позволили оснастить нейтронные спектрометры уникальными установками, во много раз повысившими их эффективность.
На семинаре выступил ученик Д.А.Корнеева В.Боднарчук, который рассказал о том, как велись исследования на спектрометре “Рефлекс”, об азарте научного поиска, о высокой требовательности Дмитрия Анатольевича и тщательности в проведении работ, об удачах и загадках, которые возникали в ходе экспериментов.
“Мы потеряли талантливого физика, - так начал свой доклад В.А.Ульянов, коллега Д.А.Корнеева из ПИЯФ (Гатчина). – Еще в середине января я обсуждал с ним планы на будущее... Его сотрудничество с Гатчиной восходит к началу 70-х годов. Его профессиональные контакты переросли в дружбу со многими гатчинцами, а его авторитет у нас исключительно высок”.
“Дмитрий Анатольевич сочетал в себе широту кругозора, научную интуицию и талант инженера, трудно смириться с мыслью, что его уже нет”, - сказал в своем коротком выступлении один из ветеранов лаборатории В.В.Нитц.
А.И.Франк рассказал о сотрудничестве и совместных работах с Дмитрием Анатольевичем, продемонстрировав удивительную и загадочную “картинку” экспериментальной кривой, полученной на установке “Рефлекс”, которая стала растиражированным постером, иллюстрирующим красоту экспериментов в области нейтронной физики.
Чем больше рассказывали участники об идеях, реализованных Д.А.Корнеевым и не успевшим воплотить в жизнь, тем острее чувствовалась боль утраты человека, преданного науке. Вся атмосфера семинара, глубокого по содержанию и теплого, искреннего по чувству, объединившему всех участников, стала достойным памятником талантливому ученому Дмитрию Анатольевичу Корнееву.
Соб. кор.