Интервью на финише года


В марте этого года стало известно, что Технический комитет по колебаниям и звуку Американского общества инженеров-механиков присудил премию имени Н.О.Миклестада ведущему научному сотруднику ЛТФ Виктору Козьмичу Мельникову - за выдающийся вклад в развитие динамики нелинейных систем. Эта престижная премия была вручена на конференции Общества в Питтсбурге (США) 12 сентября. Вот о чем поведал нам лауреат.

Конференция проходила в конференц-центре отеля "Хилтон", и в это самое время в США произошли трагические события, которые наложили свой отпечаток на всю мою командировку. 11 сентября я должен был выступить на конференции с "лауреатской лекцией", и часа за два до начала лекции я поднялся в номер гостиницы, чтобы отдохнуть и подготовиться к выступлению. Вскоре ко мне зашли американские коллеги и включили телевизор... Происходящее на экране напоминало сцены фильмов ужасов или космических войн, и только когда я обратил внимание на бегущую строку, - понял, что весь этот ужас - не выдумка, а трагическая реальность... До самой лекции мы словно в каком-то оцепенении сидели у экрана, и это состояние не покинуло меня и, кажется, весь зал, когда в полной тишине началась моя лекция. Уложился я минут в сорок, и после лекции, почти без дискуссии слушатели постепенно в таком же молчании разошлись. Кстати, по поводу гибели одного из самолетов, упавшего недалеко от Питтсбурга. На конференции ходила версия, что он был сбит ВВС США, так как опасались, что он нацелен на атомную электростанцию, расположенную недалеко от города.

После окончания конференции я должен был ехать в Нью-Йорк, в Институт имени Куранта, где еще летом были запланированы две моих лекции. Однако известные обстоятельства еще на двое суток задержали меня в Питтсбурге. Это время я провел за городом в исключительно гостеприимном доме вице-президента локального оргкомитета конференции Уильяма Кларка и его жены Лауры. Они же проводили меня до аэропорта, почти целиком заполненного полицейскими и сотрудниками спецслужб, и я сел в самолет, в котором было не более десяти пассажиров. Институт Куранта расположен почти рядом с Международным центром торговли (WTC), и несколько дней после катастрофы находился в кольце оцепления, которое охватывало районы, прилегающие к Центру. Все пять дней, что я провел в городе, пережившем трагедию, общался с коллегами, прочел одну из запланированных лекций, меня не покидало ощущение глубокого траура, которое испытывали и все, с кем я общался...

Какие надежды возлагаю я на 2002 год? Прежде всего, что таких по размерам терактов, которые мы пережили в уходящем году, не будет больше никогда. И пусть мы в России будем жить пока скучновато, но стабильно, и кажется, времена стабильности, все-таки наступают.

Советник дирекции ОИЯИ профессор Анатолий Алексеевич Кузнецов в уходящем году избран действительным членом Российской академии естественных наук. Какое из научных событий на финише года показалось ему самым примечательным?

19 декабря мне посчастливилось побывать на уникальном семинаре в Лаборатории ядерных проблем. Его открыл вице-директор ОИЯИ профессор А.Н.Сисакян, а вел директор ЛЯП профессор Н.А.Русакович. Уникальность этого события была в том, что основная тема - "50 лет в строю" раскрывалась в докладах ученых, которые полвека назад начали работать в Институте и сегодня продолжают оставаться в строю, а научная молодежь может многому у них поучиться. С докладами выступили Б.С.Неганов, В.А.Русаков, Л.М.Сороко, А.А.Тяпкин, Н.А.Черников. Они не только рассказывали о своих научных работах, но и делились новыми, интересными, хотя, но мой взгляд, порою спорными физическими идеями, доказывая, что "есть еще порох в пороховницах"...

Единственным организационным недостатком этой встречи мне показалось то, что мало на ней было молодежи. Так, может быть, стоит ввести такие семинары в традицию и проводить их в студенческих аудиториях, скажем, в филиале НИИЯФ МГУ или в УНЦ ОИЯИ - тогда и аудитория расширится, и эффект преемственности и непосредственной передачи знаний и опыта от старшей аудитории к младшей увеличится.

Пользуясь случаем, поздравляю своих друзей, коллег с наступающим новым годом, а вашу редакцию - отдельно. Газета мне в последние годы нравится все больше и больше, с интересом читаю материалы о научных центрах стран-участниц, рассказы о ветеранах, странички "Молодежь и наука". Единственное, что хотел бы посоветовать, - вернуться к старой традиции ежегодной публикации популярных экспертных обзоров научных работ лабораторий, которые позволяли читателям быть в курсе достижений и главных направлений деятельности коллективов Института. Тогда это входило в систему социалистического соревнования, а сейчас вполне можно было бы популярно рассказывать о работах, получивших премии ОИЯИ.

В трескучие морозы одна мысль о том, что можно поплавать в бассейне, греет душу. А почему только мысль? И мы отправились за интервью к директору бассейна “Архимед” В.Н.Ломакину.

Владимир Николаевич, чем был для вас знаменателен уходящий год?

Конечно, самое знаменательное событие - это 30-летие бассейна "Архимед". К этой дате мы все очень готовились, и праздник получился, на мой взгляд, удачным. Оценивая прошлый год, лично я и коллектив, наверное, тоже чувствует удовлетворение от проделанной работы. Есть улучшения в части технического оснащения, но самое главное то, что в бассейне стало больше посетителей. Некоторые городские предприятия стали вкладывать деньги в оздоровление коллектива, проявляют заботу о своих сотрудниках, оплачивая занятия плаванием.

Не собираетесь ли вы создавать в "Архимеде" какие-то новые спортивные группы или проводить занятия по модным современным методикам?

Сейчас в Европе все большей популярностью пользуются аквапарки – с джакузи, подсветкой, красивой мозаикой. Такие бассейны, как "Архимед", практически не строятся. В отношении различных новшеств наши возможности очень ограничены. Необходимо специальное оборудование, специалисты, которые вряд ли будут работать на бюджетных ставках. К тому же мы не имеем права по статусу заниматься медицинскими мероприятиями. Поэтому нашей основной задачей остается предоставление возможности заниматься плаванием всем дубненцам - и детям, и взрослым. Бесплатно на наших дорожках занимаются дети из приюта и школы "Возможность". Для всех наших посетителей мы стараемся сделать занятия максимально комфортными. В этом году купили новые печки-каменки для сауны, посетители уже благодарят нас.

Ваши пожелания к Новому году?

Всем посетителям бассейна, нашему коллективу, а также читателям еженедельника "Дубна" я прежде всего желаю, чтобы их мечты сбывались. Лично для меня мечта - это отремонтированный бассейн, новое технологическое оборудование, чтобы на дорожках слышался детский смех, а взрослые получали только положительный эмоциональный заряд. Очень важно, чтобы в ваших семьях были мир и благополучие, ведь от этого зависит в конечном счете и отношение к работе, и обстановка в коллективе. И еще - здоровья, чему мы, надеюсь, способствуем. И, конечно, приглашаю всех в "Архимед"!

А во время означенного отсутствия он создавал и развивал свой конный завод в США, в штате Техас: "К сожалению, в последние годы коневодство в России пришло в страшный упадок, рынки сбыта сошли на нет, и надо было искать новое место, хоть на Северном полюсе. Мы остановились на Техасе - прежде всего потому, что это традиционный штат коневодов, круглогодичный выпас - и за четыре года очень тяжелой работы сумели создать классный конезавод ахалтекинцев". Традиционный вопрос Тито Бруновичу - о планах на Новый год?

- Самое главное для меня сегодня - это то, что племенной состав ахалтекинцев, который формировался в течение многих лет из огромного количества лошадей, не разбазарен, а сохранен. Когда мы уезжали в Штаты, я был уверен, что обязательно вернусь в Россию, вернусь в Дубну. Так и случилось. И сейчас я намерен капитально отремонтировать ратминскую конюшню и возродить детский конно-спортивный клуб, наверное, единственный клуб в мире, в котором с детей не берут деньги за занятия. С ними будут работать прекрасный тренер Светлана Плеханова и другие мои помощники. И по-прежнему надеюсь в Новом году на добрую помощь многих дубненцев, которые были вместе с нами в самые трудные времена.

Антон Володько
Новогоднее

Интервью на финише года вели Галина Мялковская, Евгений Молчанов.