Резонанс


На меня произвела большое впечатление ваша статья о будущем ОИЯИ. Я сторонник идеи нового гибкого, многоцелевого, легкого в использовании ионного ускорительного центра. Что же касается прикладных задач, помимо медицины есть много других важных приложений, которые следует иметь в виду – исследования вещества, микроэлектроника, атомная и молекулярная физика, биология и т.д.

Первая четверть 21-го века, несомненно, станет временем нанотехнологий и генетики.

С приветом, Д. Динев, Болгария.

Думаю, что это весьма своевременная идея. Лечение раковых опухолей облучением пучками протонов и тяжелых ионов (главным образом, углерода), а также нейтронов является в настоящее время самым современным и, главное, действенным методом радиологии. В настоящее время существует более двадцати проектов создания таких центров в различных странах.

В России, кроме уже существующих центров: ИТЭФ, ОИЯИ, ПИЯФ, МРНЦ и ФЭИ - есть и определенные перспективы в развитии этого направления. Это использование бустера (промежуточного ускорителя) ИФВЭ, проект ИТЭФ в 62-й московской онкологической больнице, использование пучков нуклотрона ЛВЭ ОИЯИ, проект протонного синхротрона, разработанного в филиале новосибирского ИЯФ (г. Протвино), а также источник нейтронов (ИТЭФ, г. Снежинск).

Есть большой научный интерес к этой проблеме – в 2001 году, кроме традиционных научных мероприятий, проводятся школа ЦЕРН в Чехии, школа в ОИЯИ, европейская конференция в Москве, рабочее совещание в Дубне.

ОИЯИ и Дубна могут сыграть в развитии этого направления совершенно особенную роль. На имеющемся в ЛЯП многокабинном комплексе проводится экспериментальное лечение больных весьма квалифицированным врачом, имеются пучки ионов углерода на нуклотроне ЛВЭ (такое предложение появилось в апреле 1998 года), возможно развитие этого метода также на пучках нейтронов ИБР-2: предварительные исследования были сделаны биологами МРНЦ (г. Обнинск) в начале 80-х годов.

Имеется квалифицированный персонал специалистов по ускорителям и физиков, способный создать проекты и изготовить как ускорители, так и совместно с врачами устройства для облучения пациентов и необходимую измерительную аппаратуру, а также организовать производство необходимых для диагностики и лечения радиоактивных изотопов. Таких возможностей, сконцентрированных в одном месте, кроме ОИЯИ, нет не только в странах бывшего СССР, но и, пожалуй, во всем мире. ОИЯИ вовсе не нужно становиться лечебным центром, достаточно производить и обслуживать оборудование и развивать методики облучения (возможно, с экспериментальным лечением), а также обучать специалистов.

Активная деятельность в этой области позволила бы сохранить научный потенциал ОИЯИ и повысить его авторитет, а также использовать производственный потенциал дубненских предприятий (“Тензора”, ДМЗ, “Радуги”, ЖБИ и др.). Тем более что в настоящее время в России создается федеральная программа строительства новых и модернизации существующих онкологических центров в России (проект программы создан под руководством главного онколога России академика АМН В.И.Чиссова). И это отнюдь не Нью-Васюки, а возможная реальность и весьма доходные вложения для потенциальных инвесторов.

Станислав Стеценко, ОИЯИ.