Завтра – День знаний
Восьмой школе – 40 лет
1 сентября восьмая школа будет праздновать свое сорокалетие. Наш корреспондент встретился с директором школы Тамарой Натановной Прейзендорф, чтобы поговорить об истории школы, ее сегодняшнем положении и перспективах на будущее.
С началом нового учебного года откроется Музей истории школы. Он находится в бывшем помещении Музея боевой славы, часть экспонатов которого оставлена для сохранения памяти о военном прошлом учителей. Там выставлены фотографии, сделанные 1 сентября 1961 года, фотографии учеников и учителей школы с 60-х годов до наших дней. Не убрано переходящее знамя, неоднократно присуждаемое школе, и знамена пионерской организации, только почетного караула возле них уже не будет. Свое место в экспозиции заняла Книга почета школы № 8, уделено внимание наиболее известным учителям, многие из которых в свое время добились высоких званий “Отличник народного просвещения РСФСР” и “Заслуженный учитель РСФСР”. Это учителя, которых знал и знает весь город: Д.Н.Белл, Д.А.Глазова, Е.П.Мамаева, Г.В.Морозова, Р.А.Мухина, Л.В.Перелыгина, В.Е.Полякова, Т.М.Приходько, В.С.Ревицкая. Школа хранит традиции, созданные ими, молодые учителя и ученики регулярно встречаются с ветеранами. Не забыты и “Изумрудные россыпи” - книга о школе, написанная ее бывшим директором Михаилом Сергеевичем Жоховым.
Школа была создана при активном участии ОИЯИ. Здание, построенное по экспериментальному проекту, практически уникально. Таких в мире всего три – у нас, в Протвино и в Аддис-Абебе. Однако новаторство сорокалетней давности причиняет сейчас массу неудобств. Здание стояло 40 лет без капремонта, и сейчас нужен хотя бы качественный косметический ремонт всей школы. Раньше у всех были шефы, теперь их нет, хотя, по мнению Т.Н.Прейзендорф, “Институт, решивший создать школу, не должен оставлять ее без внимания”. Например, он может оказать содействие в обновлении стоящих здесь с 1986 года компьютеров “Ямаха”. С ними можно программировать только на “Бейсике”, пора бы уже и заменить чем-то более современным. В решении этого вопроса приняли участие В.Г.Кадышевский и А.Н.Сисакян, большую реальную помощь оказывает генеральный директор компании “Контакт” Е.Ю.Мазепа. За отсутствием телескопа уже давно прекратила свою работу школьная обсерватория, впрочем, базисный план предусматривает возможность исключения астрономии из программы обучения.
С 96-го года школа стала именоваться “Муниципальная гимназия № 8”, а в 98-м получила государственную аккредитацию. Классы делятся на гимназические и общеобразовательные, и право преподавать в гимназических классах учитель должен заслужить, то есть показать, что он соответствует высоким требованиям родителей и учеников. Теперешними кадрами тоже можно гордиться: здесь работают 22 учителя высшей категории и 18 первой.
Выпускники гимназических классов чаще поступают в престижные вузы. В таких классах учат два языка (обычно английский и французский), один из них можно учить углубленно. Так как набор в школу ведется по месту жительства учеников, то, чтобы удовлетворять не только гуманитарным потребностям, был открыт и физико-математический класс.
Из трех девятых классов формируют два десятых, но берут в них всех желающих продолжить обучение. В другие школы ученики уходят редко, скорее наоборот, сюда стремятся попасть из других.
Вот лишь некоторые характерные штрихи к “портрету” сегодняшней школы. Работая над темой “Творческое развитие личности”, педагоги внимательно отслеживают психологический климат в коллективе, фиксируют утомляемость учеников, мотивацию к учебе, заболеваемость, причины снижения успеваемости. Все материалы исследований постоянно находятся в работе. Ведется летопись жизни гимназии; отдельные ее “главки” - школа для родителей, общественная организация “Молодежный Евроклуб”, КВНы, классные (в смысле: локальные) мероприятия и т.д.
Во время тестирования школьников 12-14 лет гимназия получила лестный отзыв – “образцовая по физвоспитанию”, благодаря высокому среднему уровню общей физической подготовки.
В 70-80-х годах здесь была физматшкола ОИЯИ, на занятия приходили, приезжали ученики со всего города, работали с ними сотрудники Института. Пять лет подряд в этих стенах работает Межрегиональная компьютерная школа, впервые проведенная П.Д.Ширковым в 1989 году. За три недели предлагается множество самых разнообразных проектов: “Сказка”, “38 попугаев”, “Пирамида”, “Воздушный шар”, “Свободное движение”, “Космический разведчик”, “Монстры экзамена” – это только малая часть.
Отработанная экспериментально во время МКШ, эта проектная форма обучения переносится в учебный процесс, где вводятся интегрированные курсы. Например, в проекте “Архитектурная Русь” для возведения миниатюрного русского города понадобились знания из истории, знакомство с изобразительным и прикладным искусством. Занятия проводятся в группах, которые формируются по желанию детей и родителей, в рамках каждого проекта дети сами могут что-то создать по предоставленной проблеме. Один из десятых классов будет вовлечен в городской эксперимент по переходу на двенадцатилетнее среднее образование.
Очень важно, что детей учат добывать знания, а не повторять сказанное учителем. Творческий путь - самый трудный, но наиболее плодотворный. И если сначала научить ребенка учиться, то он тогда действительно сможет стать исследователем.
Иван Алтынов