По страницам научных газет
Куда летит
стрела?
Физики рассуждают о времени и не соглашаются
с Эйнштейном
Традиционное (уже 24-е по счету) Международное совещание по фундаментальным проблемам физики высоких энергий и теории поля, прошедшее недавно в подмосковном Протвино, началось с сюрприза. Совершенно неожиданно к участникам (это около 70 ученых из России, Белоруссии, Украины и ряда стран Америки, Европы и Азии) с огромного экрана обратился с приветствием знаменитый бельгийский физик русского происхождения, нобелевский лауреат 1977 года, иностранный член РАН Илья Пригожин.
84-летний основатель и руководитель Сольвеевского института в Брюсселе отметил важную роль этого российского совещания в осмыслении новейших физических результатов и изложил некоторые собственные подходы к проблеме необратимости времени. Это действительно одна из сложнейших задач современной науки, требующая не только философского, но и полного физического понимания. Парадокс состоит в том, что на современном уровне знаний все законы физики допускают обратный ход времени. Окружающие нас реалии, однако, свидетельствуют о своеобразной "Стреле Времени", знающей лишь движение в одну сторону. Как заметил нобелевский лауреат в своем видеовыступлении, современная наука стоит перед вызовом, на который она должна ответить в ХХI веке.
В остальном совещание проходило в традиционном русле. Наибольшее внимание, как и ожидалось, привлек концептуальный доклад академика А. Логунова о современном состоянии и некоторых новых результатах разрабатываемой им и его научной школой теории гравитационного поля. Исходя из понимания гравитации как проявления реального физического поля (а не как следствия искривления пространства - по Эйнштейну), протвинские физики дают объяснения многим наблюдаемым эффектам в микро- и макрокосмосе, не прибегая к столь экзотическим понятиям, как "черные дыры". Эта теория, вначале воспринимавшаяся как "покушение на общую теорию относительности Эйнштейна", теперь обсуждается в научном мире спокойно и с возрастающим интересом. Что и подтвердили последовавшие дискуссии.
Следующее совещание по обсуждаемым вопросам состоится ровно через год, причем заранее заявлена его главная тема. Физики обсудят современное понимание теории многомерных пространств как инструмента для лучшего понимания удивительного мира, подаренного всем нам Провидением.
Геннадий ДЕРНОВОЙ
Мы делили
апельсин...
Отечественные математики готовят себе
смену
Наконец, позади все экзамены и сессии. Лето. По утрам, когда вода еще прохладна, а воздух хранит ночную свежесть, они погружаются... Но не в воду, а в глубины математической науки.
Около семидесяти школьников и студентов со всей России съехались в профилакторий Ратмино в летнюю школу «Современная математика», организованную Московским комитетом образования, Российской академией наук, Математическим институтом имени В.А.Стеклова и Московским центром непрерывного математического образования при поддержке Соросовской Программы образования в области точных наук.
Публика собралась отменная! Лекции читали мэтры российской математики: академики РАН Владимир Арнольд, Дмирий Аносов, Андрей Болибрух, профессора Алексей Сосинский, Михаил Цфасман... Темы лекций могли ввергнуть непосвященного в состояние легкого шока: топологическая теория Графов, линейные неравенства и комбинаторика, плоские алгебраические кривые, основа теории Галуа... А ведь многие слушатели еще и школу не окончили. Однако в Ратмино съехались школьники не обыкновенные, а продвинутые. Преимущественного из математических школ или классов, победители олимпиад и вообще очень способные ребята.
Все лекции организаторы условно разделили на две группы – для школьников и для студентов первых курсов. Выбирай, что нравится, а если что-то покажется непонятным, можно у старших товарищей спросить. Кстати, это была одна из главных идей устроителей мероприятия – собрать школьников и студентов «в одном флаконе». По словам директора Центра непрерывного математического образования кандидата физико-математических наук Ивана Ященко, первокурсники прямо-таки испытывают потребность поделиться с кем-нибудь своими знаниями. Таким образом организаторам удалось убить сразу двух зайцев: и младшие сложные темы одолели, и старшие остались довольны собой. Объединяло столь разновозрастное общество то, что всем участникам, будь то школьники или студенты, предстоит сделать выбор. Старшеклассники выбирают вуз, а студенты первых курсов – область математики, с которой хотели бы связать судьбу. И такое летнее погружение в глубины точной науки, знакомство и неформальное общение с известными учеными, несомненно, должны помочь молодым определиться.
Конечно, еще не факт, что все участники летней школы непременно будут заниматься наукой. Дети, обучающиеся плавать, вовсе не обязательно становятся профессиональными пловцами, умение писать – совсем не гарантирует успешную карьеру писателя. А увлечение математикой не означает, что человек станет ученым.
Участники школы имели полную свободу в плане выбора курсов. И поэтому одни преподаватели собирали добрую половину всех слушателей, а другие проводили занятия буквально тет-а-тет. Академики представляли разные подходы к решению одних и тех же проблем. Один из них свою первую лекцию начал словами: «Предыдущий оратор объяснил вам, как из одного апельсина сделать два, а теперь я вам покажу, почему это невозможно».
Но не стоит думать, что бедные дети с утра до вечера парились в душных комнатах, вооружившись ручками и блокнотами. Нет, как оказалось, математики – народ очень спортивный. Днем – многоразовые купания, по вечерам – футбол, волейбол, баскетбол и пинг-понг, шведские шахматы. А перед сном – посиделки с чаем. Гитара по кругу. Как математики поют! В общем, надо признаться, они – вполне нормальные люди. Почти как все.
Анастасия Булгакова
(«Поиск», N 32-33).