Репортаж из “Волги”


Покидая “Волгу” пять лет назад, я не надеялся когда-либо попасть в нее еще раз. Из пионерского возраста я уже вышел, а лидерских и организаторских способностей, присущих, по моему мнению, вожатым, я в себе никогда не находил. Но недавно, по заданию редакции, я отправился в “Волгу”, предварительно созвонившись с директором лагеря Ниной Николаевной Федоровой.

Я наивно полагал, что сумею уложиться в полтора часа между рейсами служебной машины, и свой начал с беседы с Ниной Николаевной “по общим вопросам”. В третью смену, начавшуюся 20 июля, в лагере отдыхает около 140 детей. Из них 17 – самбисты из Одинцово со своим тренером А.Е.Козеем, 57 – детский хор из города Железнодорожный под управлением народного артиста России Георгия Александровича Струве, остальные – дубненские школьники в возрасте от 7 до 15 лет.

Про композитора, дирижера и академика Г.А.Струве рассказывают, что именно здесь 35 лет назад он написал свою знаменитую песню “Школа-школа” (“И в октябрьский день погожий...”). Из самбистов составлен отдельный отряд, два отряда – хористки, которым по 12-17 лет, дубненцы входят в 1-3 отряды. Детям, как обычно, скучать не дают. Работают кружок мягкой игрушки О.А.Черезовой, студия-мастерская “Сувенир” С.Г.Бондарчук, кружок “Умелые руки” Н.Н.Никитиной, К.М.Сизаев проводит занятия по рукопашному бою.

В этом году “Волга” уже второй сезон принимает гостей. Здесь находишься вплотную к природе: лес, река, птицы, ежи, белки, короеды. Есть своя котельная, прачечная, дизельный генератор на случай отключения электричества. Нина Николаевна просила поблагодарить через газету всех, кто помог возрождению “Волги”. Это администрация Института, сотрудники и руководители ОГЭ, автохозяйство, РСУ, Опытное производство ОИЯИ, участок технической связи, СЭС, МСЧ №9, главврач детской поликлиники И.Б.Куц, служба ПТО, председатель детской комиссии при ОКП-22 В.А.Кирюшина, КОПИТ, руководство ОКСО, лагерная комиссия по подготовке к летнему отдыху и, конечно же, все сотрудники СБО “Волга”.

В сопровождении старшей пионервожатой Н.А.Карнауховой отправляюсь за более подробной информацией. По дороге недоуменно озираюсь: пять лет прошло, а вокруг все то же самое, как и не уезжал. Но хоть что-то должно было измениться? Позже одна из руководительниц кружков сказала почти стихами: “Сменился век, сменился строй и демократия во всем”.

Сначала подходим к самбистам – им скоро на тренировку: “Здесь прикольно, вода теплая... Хорошая погода... Хорошие игры, хорошая местность... Ну, здесь круто, дискотека есть...”. Некоторые осторожно критикуют: “Много комаров, слепни летают... Прыгать с пристани нельзя, плаваем по три минуты...”. После выключения диктофона разговор начинает оживать. Сами они из СКА-127, спортивный центр “Искра”. Тренируются каждый день – бегают по 5 км, по 2 часа работают с эспандерами, подтягиваются на турниках. Обещают победить на следующих соревнованиях. Иногда проговариваются с запоздалым криком “Это зачеркните!”. В столовке орут “Спасибо!” громче всех, но каши и супы не нравятся. На пляже приезжие разбросали стекла, уже есть пострадавший с забинтованной ногой. Там же недавно выловили дохлую собаку в полиэтиленовом пакете. Встают в 7:30, ложатся в 22:30, хотя дискотека идет до 23:00. Когда душевую красили, три дня нельзя было помыться. В корпусе крыша мхом поросла, на стенах побелка, невозможно дотронуться. Магазинов нет, приходится в Прислон бегать.

Стоп! Заметный сдвиг в массовом сознании: самое большое “низя” моего времени стало обыденным явлением. Кучка ребят, замысливших побег, в открытую обсуждает: успеют до дождя или нет? Стоящий рядом тренер, даже не делая вид, что не слышит, советует дождя не бояться – “все равно, что искупаетесь”. Первое интервью заканчивается. Тренер уводит своих подопечных на пробежку со словами “Не слушайте их, все они бездельники, а лагерь хороший”.

До начала репетиции надо успеть поговорить с хористками. Девушки уже спускаются из палат на улицу: “Тут интересно, воздух очень свежий, короедов много... Кормят неплохо... Берег классный, вода чистая... Игр очень много, дискотеки есть... Ложимся мы около 23 часов, засыпаем в 4 часа ночи... Подъем в полвосьмого, можно и попозже... А вожатый у нас самый классный, Сережка зовут, он нам все позволяет... Он у нас в палате ночует, страшилки на ночь рассказывает... Здесь есть борцы самбо, такие прикольные... Вожатые все такие симпатичные... Вообще тут классно, весело, уезжать не хочется... Нам поставили новые кровати, привезли новые тумбочки, нам теперь так нравится, осталось только шкафы на новые поменять... Каждый день на ночь дают фрукты... Жалко магазин далеко, надо полчаса идти...”.

Заметили они и еще одну особенность лагеря – его историю за последние пятнадцать лет можно читать по подушкам. Здесь это почти археологическая ценность, чтобы оставить свое послание другому поколению, приходится долго искать свободное место.

Теперь хорошо бы пообщаться со взрослыми. Радист Георгий какой-то неразговорчивый: “Чем занимаешься в свободное время? – Работаю в свободное от работы время тут же. В принципе, лагерь “Волга” довольно-таки нравится. – В первый раз здесь? – Да. – Как ты сюда попал? – Пришел. Спросил. Попал. Привлекательное, в общем, место”.

Вожатый хористок Сергей проработал здесь две смены электриком, в третью стал вожатым: интересно заниматься воспитанием... Сначала не было взаимопонимания, но сейчас уже сложились хорошие отношения.

В кружке “Умелые руки” Н.Н.Никитина занимается с девчатами выжиганием: “Дети, начиная с десяти и до четырнадцати лет, с удовольствием плетут из бисера, рисуют, делают рамочки, вот такие корзиночки, всякие сумочки. В общем, все, что в хозяйстве нужно для мамы... и папы, кстати. Забирают свои творения с собой, с трудом соглашаются оставить образцы. Без кружков нет лагеря”.

Чуть не забыл легендарного Струве. Мэтр, привыкший к вниманию прессы, без всяких наводящих вопросов рассказывает: “Я был здесь 35 лет назад со своей “Пионерией”. Мы очень рады, что нас сюда пригласили, нам так понравился сейчас этот лагерь. Мы увидели, что многое изменилось в хорошую сторону. Здесь, начиная с пищеблока и кончая просто территорией, все ухожено. Здесь подобрался хороший коллектив, очень интересный человек ваша начальница лагеря Нина Николаевна”.

В оставшееся время иду к первому отряду. Девушки меня игнорируют, разговариваю с парнями: “Много тут всякого интересного, каждый день дискотеки, мероприятия часто проводятся. Руководство хорошее. Кружков много, рукопашный бой, теннис... Мне нравится, я тут почти каждый год. Уже седьмой раз. В теннис играю, купаюсь, рисую... Я здесь третий раз. Хороший лагерь. Есть где отдохнуть, поиграть в теннис. Еще я на гитаре играю, в лагере и научился...”.

Вожатый Толя: “Это такое место, что с другими не сравнить. Руководство здесь просто блеск. Что говорить о Нине Николаевне, которая провела здесь просто всю свою жизнь. Ребята хорошие, только вот делать ничего не хотят. Название отряда, девиз, песни – все за них приходится делать. Быть вожатым очень даже хорошо, я бы здесь круглый год был. Я третий год здесь и еще буду, если бы раньше узнал, давно бы приехал”.

Пора возвращаться – машина отходит. С “Волгой” больше не прощаюсь. Нельзя с ней прощаться. Каждый, кто в ней побывал, хранит ее в своей душе, как маленький кусочек детства, которое всегда с нами.

Иван АЛТЫНОВ