Из официальных источников


Что дает городу Дубне присвоение статуса наукограда Российской Федерации? С этим вопросом редакция газеты обратилась к заместителю главы города по экономике Владимиру Николаевичу Боброву.

Возможность присвоения муниципальному образованию с градообразующим научно-производственным комплексом наукограда Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 7 апреля 1999 года “О статусе наукограда Российской Федерации”.

Статус наукограда Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации на срок до 25 лет.

Присвоению статуса предшествует большая подготовительная работа по разработке нормативных документов, справок, программы развития муниципального образования как наукограда и согласование их на областном и федеральном уровнях.

Город Дубна исторически развивался как город науки и высоких технологий. Реализация в период экономических преобразований 1993-2000 гг. региональной целевой программы "Технополис “Дубна”" стала по сути своей началом будущей “наукоградской” программы.

Присвоение городу статуса наукограда Российской Федерации является основанием для разработки и утверждения Президентом России программы развития города Дубны как наукограда Российской Федерации на 20012006 годы, в соответствии с которой осуществляется государственная поддержка наукограда.

Меры государственной поддержки предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации, и наиболее существенной из них является целевое выделение средств из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий.

На основании решения Совета депутатов Дубны от 16 марта 2000 года “О развитии города Дубны как наукограда Российской Федерации” была разработана соответствующая программа, которая учитывает мировой опыт развития подобных Дубне городов науки, где экономический рост достигался за счет эффективной интеграции фундаментальной, прикладной науки, высокоточных производств и университетского образования.

Программа ориентирована на эффективное использование имеющегося системного ресурса города – его интеллектуального, научно-технического потенциала и, в частности, предусматривает:

Структурно программа состоит из четырех подпрограмм: “Развитие научно-производственной и инновационной среды”, “Образование”, “Развитие социальной среды”, “Создание условий для развития наукограда Дубна”.

Важное значение отводится вопросу сохранения за Россией мировых приоритетов в тех областях науки и техники, в которых уже имеются неоспоримые успехи, в частности, в области синтеза новых сверхтяжелых элементов, - научного направления, которое осуществляется учеными Объединенного института ядерных исследований.

Программа учитывает развитие уникального опыта международного сотрудничества ученых Дубны, позволяющего расширить возможности участия нашей страны в проведении крупных научных исследований и экспериментов при объединении финансовых ресурсов ряда государств.

Программа в соответствии с действующим законодательством предусматривает меры государственной поддержки реализации программных мероприятий со стороны Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Московской области. При этом меры государственной поддержки нацелены, в первую очередь, на развитие инновационной компоненты и системы образования. На эти цели ориентировано около 86 процентов расходов по прогнозируемому бюджету программы. Программа предусматривает финансирование конкретных проектов (работ), а не организаций научно-технического комплекса. При этом финансирование последних предполагается осуществлять в сложившемся порядке.

Во всем мире инновационная деятельность имеет сильно развитую территориальную компоненту – разработки и исследования сконцентрированы вокруг университетов и крупных научных центров. При этом наилучшие результаты достигаются в тех местах, где государство и органы местного самоуправления принимают на себя роль системных организаторов.

Наличие в Программе мероприятий по развитию государственного университета, ориентированного на подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и проведение исследовательской работы совместно с организациями научно-промышленного комплекса города, позволяет рассчитывать на потенциальный экономический эффект от интеграции науки, образования и наукоемкого производства.

В этом смысле реализация Программы обеспечивает построение модели инновационного развития территории, что соответствует провозглашенной стратегии упрочнения позиций России на пути переориентации экономического развития страны с преимущественно сырьевой направленности экономики на опережающий рост производства наукоемкой продукции.

Выполнение Программы при условии выделения средств государственной поддержки в полном объеме позволит увеличить налоговые поступления в бюджетную систему всех уровней более чем в три раза за период реализации Программы. Рост доходов местного бюджета станет финансовой основой для реализации мероприятий по социально-экономическому развитию города.

Реализация Программы будет осуществляться на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации, правительством Московской области и администрацией города Дубны.

В целях обеспечения реализации Программы будут действовать наблюдательный совет, формируемый государственным заказчиком Программы – правительством Московской области, дирекции программы, научно-технический совет города Дубны.

Механизмы реализации программ такого рода пока недостаточно хорошо проработаны, и в этом смысле Дубне вместе с другими городами – наукоградами предстоит разработать их с участием федеральных органов исполнительной власти и отработать на практике.