Выставки


До конца июля в Доме ученых будет работать выставка известного художника Владимира Маслова, чье творчество хорошо известно дубненцам. И не менее хорошо – любителям и знатокам живописи в Москве, где за последние четыре года прошло восемь выставок художника. О чем свидетельствуют некоторые отзывы известных людей, которые мы приводим сегодня, приглашая дубненцев на выставку Владимира Маслова.

Художник Владимир Маслов родился в 1934 году на Волге, провел детство под старинным городом Калязиным, среди лесов, чаек, просмоленных лодок. Вспоен волжским воздухом и водой. В далекие годы юности работал кочегаром, маляром, художником-оформителем... Увлечение живописью в этом крестьянском краю казалось престранным. Поэтому художник, рисуя, старался уйти подальше от любопытных глаз – в поля, в лес...

Уже лет сорок, как поселился он окончательно в небольшом городке на берегу Волги... По натуре Маслов человек замкнутый, аскет, слава как бы сама нашла его... Как прежде, больше всего любит рисовать или наблюдать различные состояния природы, среди которой он прошел строгую колористическую выучку, и поэтому в цвете для него нет ничего невозможного. Трагические закаты, буйные ветры, борьба и жизнь природных духов – любимые темы художника. Тонко используя прием незавершенности, художник передает процесс движения, не застывшую копию-фотографию, а именно живое. Печаль, разлитая повсюду, завораживат его...

Его мастерская на самом берегу, если можно назвать мастерской небольшую террасу скромного деревенского дома, окружена кустами сирени да покосившимся забором. Художник противится его замене – уж очень красивый мох на нем вырос. В мастерской – корабельная цепь, язык колокола, череп лося, сухие ветки и цветы, птичье гнездышко...

Андрей Айги

Владимир Маслов – художник-самородок. Его творчество находится на стыке высокого профессионализма и фольклора. Работы Маслова – отражение мира, в котором он существует. Художник пишет все, что его окружает, – берега Волги, волжские сосны, стога в снегу, улицы родного Белого Городка, церковь Иконы Иерусалимской Божьей Матери. Природа – один из главных источников его искусства. Оно опирается на натурные наблюдения, но не ограничивается ими. В его пейзажах – поиски российского света, российского воздуха, национального пленэра.

Скорбь художника о России глубоко современна. Острота и злободневность чувства, которым проникнуты его картины, идут не от литературной фабулы. Современна и даже авангардна сама форма. Она – носитель содержания. Вихрь острых колючих мазков, нанесенных на поверхность холста кистью или мастихином, имеет свою самоценную драматургию, свою живописную интригу. Это зримое воплощение переживания изображенного мотива...

Лучистость фактуры превращает цвет в его картинах в свет. Чаще всего они исполнены в единой благородной тональности, изысканность которой несколько неожиданна для художника столь мужественного и огненного темперамента. Но привлекают Маслова и световые эффекты, и контрасты. Он любит писать свет луны, полускрытой бегущими тучами, оранжевый блеск заката, спорящий с наступающей ночью, огонек в окошке среди тьмы...

Несмотря на простодушно-романтическую красоту иных из произведений Маслова, напрасно было бы искать в них гармонию. Они взволнованны, тревожны, выражают боль художника о стране гибнущей, обесчещенной, с мертвыми храмами, домом без огня, стране, просвистанной злыми колючими вихрями... Если искать место искусству Владимира Маслова среди многочисленных направлений живописи второй половины ХХ века, – естественно отнести его к экспрессионизму, наиболее адекватно выразившему мироощущение человека нашего времени, – тревогу духа.

Алла Гусарова, зав. отделом живописи
конца ХIХ – начала ХХ века Третьяковской галереи.