Факт и комментарий


В очередной раз на реакторе ИБР-2 возникла необходимость переместить отработавший срок эксплуатации подвижной отражатель из одного хранилища в другое. Для этого 59-тонную высокоактивную конструкцию было необходимо разделить на части, чтобы с помощью подъемного крана перегрузить из помещения временного хранения в соседнее для последующего долговременного хранения. Основная трудность этой работы заключалась в том, чтобы обрезать трубопроводы систем обеспечения, связавшие между собой узлы подвижного отражателя. В прошлом году для этой цели привлекались специалисты-взрывники из ВНИИЭФ (Саров).

С точки зрения экологии и безопасности взрывная технология обрезки труб не самая "изящная", - говорит руководитель работ Александр Федосеевич Зацепин, - и в этом году мы решили разрезать трубы своими силами. Как-то я был на Савеловском машиностроительном заводе и увидел в проспекте их изделий инструменты для демонтажа конструкций в экстремальных условиях, которые они делают для МЧС. Нас заинтересовали гидроножницы, которые могут разрезать металлический прут до 38 миллиметров. Мы решили их приобрести и использовать на нашей установке.

К этой операции мы готовились всю зиму, - продолжает тему начальник механико-технологического отдела ЛНФ Александр Анатольевич Беляков. - Полной уверенности в успехе, честно говоря, не было, потому что условия нашей работы существенно отличаются от тех, что указаны в рекламном проспекте. Во-первых, наши трубы не отдельно отстоящие, а скомпонованы в "пакеты". Во-вторых, радиационная обстановка значительно усложнила работу. Поэтому конструкторам КБ ЛНФ под руководством Владимира Ивановича Константинова пришлось много поломать голову над разработкой специальной технологической оснастки и блоков биологической защиты, которые позволили при минимальном допустимом облучении персонала произвести разборку и перенос подвижного отражателя.

Большую помощь в изготовлении технологической оснастки для производства работ оказало опытное производство ЛНФ и персонал электротехнологического отдела. Изначально работы планировалось провести за полтора месяца, но бригада уложилась в две недели - с 28 мая по 14 июня. Безусловно, пришлось потрудиться службе дозиметрического контроля под руководством Сергея Владимировича Куликова. Как справедливо отметил А.Ф.Зацепин:

- Они, как в бою, идут впереди нас, ведут разведку. В зоне выполнения работы были проведены замеры уровня радиации, рассчитана безопасная норма.

И, конечно, прекрасно сработали все участники операции. Крановщица Нина Михайловна Чистякова - а крановщик в нашем деле главный человек, потому что блоки перемещать надо аккуратно, чтобы они не зацепились за стены, не соскользнули, не подняли радиоактивную пыль, осевшую на конструкции. Слаженно и четко работали механики Василий Георгиевич Графов, Валерий Александрович Комиссарчиков и Роман Сергеевич Яровиков, который совсем недавно пришел к нам на работу и сразу, как говориться, попал "с корабля на бал".

Говорит главный инженер ЛНФ Владимир Дмитриевич Ананьев: “Работа по переносу подвижного отражателя ИБР-2 была выполнена отлично. Сделан очень важный шаг по пути модернизации ИБР-2. Особо отмечу А.Ф.Зацепина, который до мелочей продумал всю операцию и сумел создать в бригаде боевой настрой”.

Теперь, после того, как перерезаны около 70 труб и отражатель разобран и перемещен в другое помещение, старое хранилище освободилось. Это важно, потому что к каньону-хранилищу ведет единственная рельсовая дорога, и следующий отработавший отражатель уже некуда было бы ставить. Более того, новый подвижной отражатель, над которым сейчас работают проектировщики и конструкторы, будет иметь больший срок эксплуатации - около 20 лет (вместо 7, как у тех, которые используются на реакторе ИБР-2 сейчас). А значит, новое поколение ученых получает своего рода фору для проведения своих научных исследований.

Галина Мялковская