На секциях симпозиума


Вопрос о пользе пилотируемых полетов зачастую ставится ребром в средствах массовой информации. Так ли они необходимы, если существуют автоматические станции, не существует ли опасности для самих космонавтов, не являются ли они в конечном счете переносчиками неведомых микробов и прочее.

Рассказывает академик А.И.Григорьев, директор Института медико-биологических проблем РАН:

- Некоторые журналисты ищут сенсации там, где их нет. Как можно сказать, что оттуда привозят болезни? Во-первых, надо посмотреть на людей, которые оттуда прилетают. Это здоровые люди. Например, Сережа Авдеев за свои несколько полетов более 700 суток проработал в космосе. Никаких заболеваний у него нет, никаких микробов, никаких мутаций, а вокруг этого строятся все спекуляции (дескать, во время космических полетов перерождаются микробы и появляются какие-то странные существа). Конечно, организм меняется, но это не значит, что под влиянием мутантов, неизвестных и опасных для жизни. Никаких новых видов микроорганизмов мы не обнаружили. Хотя само число микроорганизмов возрастает. На станцию прилетают новые члены экипажа, каждый со своей микрофлорой. Это естественно. Но сенсаций здесь искать не надо. Космос может помочь, но навредить не может.

Значение космической медицины для всего человечества невозможно переоценить. Профилактика и прогноз заболеваний, своевременная диагностика, комплекс эффективных и скородействующих медицинских мероприятий - основные, но не единственные факторы, объединяющие усилия врачей и биологов, медицина для космонавтов и медицина для людей на Земле – скорее, взаимодополняющие науки, нежели противостоящие.

Сформулировать основные тенденции развития космической медицины мы попросили академика О.Г.Газенко, почетного председателя симпозиума:

- Мне кажется, основное, магистральное направление остается единым - это безопасное освоение человеком новой для него среды обитания. Космическая среда необъятна, и это один их путей дальнейшего развития человеческой цивилизации. Но это можно и нужно делать только тогда, когда вы уверены, в том, что это будет безвредно, безопасно для жизни человека. Может быть, важнейшим достижением впервые в истории человеческой цивилизации было то, что еще до полета Гагарина, были разработаны все основы, которые позволили прогнозировать безопасность полета. Были исследованы возможные неблагоприятные эффекты, были разработаны средства, защищающие человека, более того, предохраняющие его в случае возникновения всякого рода аварийных ситуаций. И только после этого был совершен полет, который как вы знаете, прошел успешно.

К чести космической медицины, нужно сказать, что ни один человек в результате космических полетов не пострадал, исключая, конечно, чисто технические причины. Это говорит о том, что, несмотря на свой сорокалетний возраст, космическая медицина – достаточно зрелая область знаний. Если говорить о будущем, здесь, к сожалению, не все известно из того, с чем мы уже столкнулись. И особенно это, может быть, касается ситуации, связанной с радиационной безопасностью космических полетов. Сейчас полеты совершаются на низких орбитах вокруг Земли, где радиационная обстановка относительно благополучна. Есть серьезный контроль ситуации, есть возможность всегда вернуться на Землю, если обстановка будет меняться к худшему. Но, скажем межпланетный полет к Марсу уже не предоставит возможности вернуться в любой момент на родную Землю. Придется все равно затратить достаточно много времени, чтобы изменить маршрут. Поэтому здесь должны быть дополнительные гарантии безопасности. Это с точки зрения среды. Но существуют также и другие вещи. Например, вероятность заболевания – для разных людей по-разному. Значит, нужно разработать такую систему медицинских мероприятий, которая гарантировала бы сохранение здоровья и оказания необходимой медицинской помощи в случае возникновения заболевания.

И, наконец, третьей существенной проблемой является психологическая совместимость небольшой группы людей, которая совершает длительное, автономное, изолированное от общества людей путешествие. Важно, чтобы они не ссорились между собой, представляли единый сплоченный коллектив, и это нужно гарантировать при системе отбора и подготовке этих людей, с тем, чтобы у них в течении 2-3 лет не возникало никаких психологических коллизий, которые могли бы помешать их работе и привести к каким-либо неприятным последствиям...

Разработка медицинских мероприятий на самом высоком уровне, повышенной надежности, с учетом дефицита времени это дает основание тем, кто следит за здоровьем астронавтов говорить - мы профессионально занимаемся долголетием, поскольку медицинская космическая техника в земных условиях дает уникальные результаты и в плане диагностики, и в плане лечения.

- У нашего Института очень много предложений, продолжает тему А.И.Григорьев. - У нас есть, к примеру, методология, которая применяется в кардиологической клинике. Это ряд приборов, они достаточно компактные, их удобно применять при оказании “скорой помощи”, они позволяют быстро поставить экспресс-диагноз. Например, в школе, - а я думаю, надо начинать со школы, если мы говорим о здоровье, – есть аппаратура, которая позволяет одновременно в течение 20 минут обследовать 30 детей. Записав некоторые электрокардиологические показатели, можно сказать: ребенок здоров; или у него есть какая-то неадекватная реакция сердечно-сосудистой системы на определенные воздействия, а значит, он находится в зоне риска; или он, к сожалению, нуждается в помощи врача. Такой скриннинг-мониторинг пришел из космической медицины. Причем, он может проводиться ежедневно, что, наверное, и нет необходимости делать. Я думаю, что медицина придет, в конце концов, к мнению, что нужно не лечить людей, а предотвращать болезни. Превентивная медицина пришла из космической медицины, и я надеюсь, что это направление будет постепенно набирать темп развития. Медицина 21-го века – это медицина превентивная.

Одним из самых интересных докладов участниками Симпозиума был признан доклад А.И.Григорьева "Концепция здоровья и нормы в космической медицине", так как эти основополагающие медицинские категории играют особую роль в оценке состояния здоровья как отдельного человека, так и больших групп населения. Создание методик определения индивидуальной нормы здоровья или норм для различных контингентов населения было стимулировано космической медициной, и сейчас они применяются при проведении массовых профилактических обследований.

В секционных докладах можно выделить большой блок сообщений о воздействии ионизирующих излучений с различными физическими характеристиками на сетчатку глаза, возникновение спонтанной активности в его рецепторах и о других исследованиях, дающих представление о механизме зрительных фосфенов (ощущения световых вспышек при отсутствии света), возникающих у космонавтов под действием тяжелых заряженных частиц.

По-прежнему в фокусе внимания биологов и медиков остается влияние гравитации на системы и функции организма. В секции были представлены доклады со сравнительным анализом биологической значимости искусственной и земной силы тяжести; о гравитационной физиологии костной системы; влиянии гипогравитации на морфофункцинальные особенности клеток.

В докладе "Гравитационные механизмы в двигательной системе" специалисты ИМБП РАН рассказали о том, что снижение гравитационных нагрузок в космическом полете сопровождается развитием двигательных нарушений, главным из которых являются расстройства позы, ходьбы и других движений из-за отсутствия опоры. В результате проведенных исследований был создан специальный костюм для коррекции двигательных нарушений в космических полетах - "Пингвин". В настоящее время он используется для лечения детского церебрального паралича и дает потрясающие результаты.