Проекты Фонда культуры
"Российский архивъ" - в Дубне
"Читающая публика", обращение к которой десять лет назад опубликовал альманах "Российский архивъ" в своем первом томе, пусть и в небольшом количестве, но в очень качественном, собралась 16 мая в Доме ученых ОИЯИ на встрече с редакцией уважаемого издания. Организатор встречи - Александра Степановна Шкода, директор Дубненского филиала Российского Фонда культуры, под патронажем которого выходит альманах, представляя гостей, напомнила, что такие встречи стали в Дубне традиционными, а издание "Российского архива" - лишь один из многих проектов, который осуществляет Фонд. Причем проект, удостоенный Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Двухчасовая беседа в Доме ученых оставила у собравшихся теплый и глубокий след, а тома альманаха, привезенные его создателями, заняли свое место в дубненских личных библиотеках, обеспечив их обладателям интереснейшее и поучительное чтение на много счастливых часов. Что же касается обращения "К читающей публике", то вот оно. Мы публикуем его здесь, потому что в нем - квинтэссенция прошедшей в Дубне встречи.
Удручающая картина духовного несовершенства современного общества предопределена, без сомнения, многими причинами. Не отрицая значения фактора экономического как одного из главных, выскажем все же, возможно, странную, не столь популярную и даже неприемлемую многими мысль о том, что причиной нынешнего духовного рассеяния является утрата читающей российской публикой исторического знания, чувства непрерывности и преемственности исторического процесса. Все чаще наше прошлое, со всеми его вершинами духа и пропастями души, становится предметом в лучшем случае занимательного чтения, а в худшем (и тенденция эта отнюдь не иссякает) – объектом всякого рода исторических, вернее, псевдоисторических, спекуляций.
История всякой страны именно такова, какая она есть, и иной не дано. К сожалению, наш читатель гораздо более сведущ в способах интерпретации исторического факта, нежели в его понимании. Он предпочитает давать оценки (неважно – политические, идеологические, нравственные или какие-либо иные) и подменять тем самым реальное знание. Неудивительно, что для многих интереснейшая из наук – История – превратилась в скучнейшую сухую дисциплину, которая от случая к случаю льстит сильным мира сего.
Для того, чтобы муза Клио вернула свое покровительство Истории, чтобы на смену историческому нигилизму (возможно, неизбежному этапу развития каждого общества) пришла вера в ценность объективного знания, необходимо повернуться лицом к фактам, памятуя старое русское присловье: “Из песни слова не выкинешь”.
В дореволюционной России число изданий, посвященных исторической тематике, было значительным – от учено-литературного журнала “Историческая Библиотека” до историко-литературного “Исторического Вестника”. Они не только объединяли под единой обложкой историков и литераторов разной научной и общественной ориентации (Н.И.Костоматрова, Н.С.Лескова, К.Н.Бестужева-Рюмина, Г.П.Данилевского, Н.Е.Забелина, В.В.Крестовского, В.О.Ключевского и многих других), но через беллетристику и научные изыскания представляли историю России как цельный самобытный общественно-культурный процесс. Издания такого рода воспитывали у читающей публики исторический вкус.
В ряду этих исторических изданий выделялись “Русская Старина”, издававшаяся Михаилом Ивановичем Семевским, и в особенности “Русский Архив”, издателем-редактором которого был Петр Иванович Бартенев. Именно “Русский Архив”. Провозгласивший первенство документа над его субъективной интерпретацией, нес то самое объективное историческое знание, которое лежит в основе всякой цивилизованной государственности. Охватывая историю России за века XVIII и XIX, журнал предлагал читателя содержание “по преимуществу фактическое”.
Желая возродить благородные традиции своего предшественника, “Российский Архив” ставит перед собой цель соединить воедино цепь, насильственно разорванную в год закрытия “Русского Архива” в 1917 году, памятую о том, что История нужна не столько для настоящего, сколько для будущего, не для категоричной оценки минувшего, а для осознания истины, смысл которой является ежечасно.
На снимках: издатели "Российского архива" и их коллеги по Фонду А.Н.Кузнецова, А.Л.Налепин - главный редактор альманаха, О.К.Землякова, Т.В.Померанцева, О.В.Рыжков, В.В.Леонидов в кущах ратминской сирени; вместе с друзьями - у стен Дома ученых после встречи.