На сессиях ПКК


14-я сессия программно-консультативного комитета по физике конденсированных сред проходила 27–28 апреля в Доме международных совещаний. Было отмечено, что работы по модернизации ИБР-2, намеченные на 2000 год, выполнены в полном объеме. Однако недостаточное финансирование ОИЯИ и отсутствие поддержки от Минатома могут привести к задержке выполнения графика работ в дальнейшем, а следовательно, повлекут преждевременную остановку реактора. В связи с этим ПКК рекомендует определить абсолютную приоритетность программы по модернизации реактора среди других направлений ОИЯИ. А насколько важно сегодня сохранить и развивать исследования в области конденсированных сред, свидетельствует мнение давнего друга Дубны – профессора Познаньского университета В.Навроцика.

Профессор Навроцик, вы сотрудничаете с Дубной уже много лет. Как изменились исследования по физике конденсированных сред в ОИЯИ за эти годы?

Впервые я приехал в Дубну тридцать лет назад. Тогда спектрометры на реакторе были довольно простые, не автоматизированы, вычислительная техника тоже была другой. Лаборатория, чувствовалось, была как бы изолирована в Европе, поездка на срок более двух-трех недель в какой-либо европейский научный центр была событием. Сейчас ЛНФ - активная лаборатория в плане международного сотрудничества, ее специалистов хорошо знают во всем мире.

Что касается Института, смысл названия "joint" изменился, роль страны-участницы стала послабее, ее права определены не так четко. Например, Польша. Мы достаточно добросовестно платим взносы, но я не вижу, чтобы она так часто упоминалась, как, скажем, Германия, которая является ассоциированным членом. Кроме того, некоторые страны-участницы не платят вообще ничего или почти ничего... Поэтому в плане осуществления международных контактов Институт оправдывает свое название, но его роль как объединяющей организации изменилась.

Как вы считаете, выполняются ли рекомендации программно-консультативного комитета, принятые в прошлом году?

Я думаю, что да. Видно, что и дирекция лаборатории, и дирекция ОИЯИ серьезно подходят к выполнению этих задач. Я всегда очень внимательно слушаю главного инженера ЛНФ В.Д.Ананьева, который отвечает за модернизацию реактора. В его сообщениях нет политики, только реально выполнимые задачи. В течение какого-то периода нам всем казалось, что исследования и техническую базу будет невозможно удержать на соответствующем уровне. Однако последние год-полтора показали, что перспективы есть. Мне нравится активность доктора А.В.Белушкина, его стратегия развития спектрометров. А именно - модернизация приборов с учетом того, что некоторые узлы могут использоваться на всех спектрометрах. Из предложений видно, что дирекция видит, каким образом можно осуществлять эту стратегию.

Как, по-вашему, это связано со стабилизацией ситуации в России, или играет роль общая мировая тенденция активного развития наук о Земле, человеке, где исследования с помощью нейтронов имеют большое значение?

Конкретную причину назвать сложно, но есть несколько факторов, которые позволили развивать эти исследования. Во-первых, уровень работ растет. Я об этом говорю прямым текстом, потому что вижу - в Дубне много людей, которые знают свое дело, являются мастерами в своей области, это действительно хорошие специалисты. Прежде всего, конечно, русские ученые. Я вообще считаю, что научный ранг лаборатории зависит от российских сотрудников. Во-вторых, важны и международные связи – надо знать о том, что происходит в научном мире, быть в курсе дел. Я часто замечаю, что к мнению ученых ЛНФ прислушиваются, их приглашают для обсуждения проблем. В-третьих, здесь хорошая технологическая поддержка, прежде всего, с российской стороны. Хотя оборудование по мере необходимости закупается и в странах-участницах. Еще одну тенденцию, характерную для Дубны, мне хочется отметить - это тесное сотрудничество математиков, инженеров и физиков. На высоком уровне и обеспечение компьютерной техникой. И еще очень важный момент - у вас много молодежи. Я сужу по Западу - там молодежь в науку не идет, и на многих совещаниях в Западной Европе я говорю: "Смотрите на Россию!" Ваших студентов и аспирантов с удовольствием принимают на Западе, научные школы России очень ценятся. Мне известно немало лабораторий, где руководящие посты занимают русские, и их очень уважают.

Какие основные, перспективные направления вы бы отметили в физике конденсированных сред, которые необходимо развивать в ОИЯИ?

Прежде всего, это исследования высокотемпературных сверхпроводников. Вообще я должен отметить роль В.Л.Аксенова. Будучи директором, он сумел найти средства для проведения этих исследований, благодаря ему лаборатория оказалась включенной в сеть различных международных грантов, изменился стиль работы.

Очень важное направление - изучение биологических объектов. Начинал эти исследования профессор Ю.М.Останевич, все происходило на моих глазах. Это достаточно трудная область науки, живой организм меняется, имеет большие размеры...

Здесь также очень сильная школа дифракционных методов, об этом был доклад профессора А.М.Балагурова. Чувствуется, что при проведении этих экспериментов учитывается все - и подготовка образца, и температура, и обработка данных, ставятся интересные и трудные научные задачи, чтобы получить возможно больше информации.

В каких именно совместных исследованиях заинтересована польская сторона?

Мы в основном участвуем в неупругом рассеянии и в дифракционных измерениях. Часть исследований, которые нет возможности осуществить здесь, ведется в Польше, например, в Познаньском университете, который я представляю. И наоборот, мы с коллегами приезжаем в Дубну, чтобы провести эксперименты, которые не можем сделать у себя. У нас нет настоящего, большого реактора, и ясно, что в ближайшее время строить его не будут. Поэтому сотрудничество с ОИЯИ для нас представляется очень важным. За время моего тридцатилетнего знакомства с Дубной я привлек к работе с ОИЯИ человек тридцать, и не только в области нейтронной физики. Здесь проводится много школ, семинаров, совещаний. С самого начала я старался принимать в них участие, знакомиться с учеными разных стран. Сейчас мне это помогает.

Галина Мялковская