На перекрестке наук
“Мастерство лекторов поразило...”
Распространение исследований с использованием нейтронов и СИ в нашей стране происходит, как и во всем мире, с ярко выраженной тенденцией приоритета наук о жизни, Земле, человеке. С целью ознакомления слушателей с последними достижениями естественных наук на Школу были приглашены ведущие ученые страны, которые прочитали обзорные лекции по химии, биологии, физике.
Из лекции академика РАН А.Ю.Румянцева: "...Теория синхротронного излучения развита довольно давно, а вот осознание того факта, что это излучение может стать уникальным инструментом для физических исследований, пришло позже... С 60-х годов и до настоящего времени в ведущих исследовательских центрах мира создаются источники СИ для проведения исследований на фотонных пучках, выведенных в экспериментальные залы".
- Я учусь только на третьем курсе, - рассказывает студент Нижегородского госуниверситета Михаил Жерненков, - но общей подготовки, которая у меня есть, достаточно, чтобы понять то, что здесь происходит. Мне запомнилась лекция А.Ю.Румянцева, в которой очень интересно было рассказано об электрон-фононном взаимодействии. Конечно же, очень полезный материал содержала лекция А.С.Спирина о возможностях молекулярной биологии. Познавательной оказалось и лекция М.В.Ковальчука.
Из лекции член-корреспондента РАН М.В.Ковальчука: "...Прежде всего эффективным является использование СИ для любого типа фотоэлектронной спектроскопии с целью изучения электронных свойств поверхности. Высокая интенсивность СИ открывает новые возможности для рентгеновского флуоресцентного исследования... Среди новых рентгенодифракционных методов, появившихся сравнительно недавно и переживающих второе рождение с появлением СИ, отметим лишь следующие: рентгеновская топография высокого разрешения и реального времени, двумерная или поверхностная дифракция, метод стоячих рентгеновских волн и времяразрешающая (стробоскопическая) техника...".
- Из лекций больше всего запомнилась лекция М.В.Ковальчука манерой изложения и большим количеством "пиара", который в нее был заложен, - говорит Алексей Скворцов, аспирант Института цитологии РАН из Санкт-Петербурга. - Понравилась еще лекция А.С.Спирина, который удивил тем, что смог всю молекулярную биологию уложить в полтора часа. Это мастерство меня просто поразило, хотя выводы были сделаны неутешительные...
Из лекции академика РАН А.С.Спирина: "Биотехнологический взрыв соизмерим с информационным. Сейчас пытаются сделать компьютеры "на генах", на полном серьезе речь идет о "встраивании" компьютерных наносхем в человеческий организм. Недалек тот час, когда эти два направления сольются, что кардинально изменит цивилизацию... Биологическое оружие сегодня - не просто сибирская язва, холера, чума, это - созданные человеком генетически измененные микроорганизмы и вирусы. Особенно опасны гены, несущие информацию о патогенных белках. Против них бессильны антибиотики. Бороться с ними могут только высококлассные молекулярные биологи".
- Произвела впечатление лекция о биологическом оружии, - рассказывает Юрий Ковалев, студент Тульского университета, учащийся Межфакультетского центра "Строение вещества и новые материалы". - Еще запомнилась лекция В.В.Орлова "Быстрые реакторы и будущее ядерной энергетики". Чувствуется, что человек знает свое дело, интересно рассказывает, да и проект интересный.
Профессор В.В.Орлов - главный идеолог нового реактора на быстрых нейтронах, который называется БРЕСТ. В настоящий момент это главный проект Министерства РФ по атомной энергии, ориентированный на перспективы развития атомной энергетики в нашей стране. Место его расположения пока не определено, скорее всего, это будет г. Заречный Свердловской области. К 2007 году планируется создать опытный образец такого реактора.
- Мне запомнилась лекция, которая была посвящена фуллеренам, - говорит Наталья Голосова, студентка Уральского университета. - Я занимаюсь лабораторной сверхпроводимостью и мне было интересно, что на основе фуллеренов созданы сверхпроводники. Для меня открытие, что в органических соединениях проявляются такие свойства, причем температура сверхпроводящего перехода довольно высокая.
Из лекции академика РАН Ю.А.Осипьяна: "Открытие фуллеренов, можно сказать совершалось на моих глазах. 10 лет назад я лежал в хьюстонской клинике после операции на сердце. Окна моей комнаты выходили на здания университета Райса, и мне посоветовали навестить лабораторию доктора Смолли, который исследовал пары металлов, различных органических и неорганических веществ. Когда я оказался на территории, то увидел огромный ангар, похожие на цистерны установки, рабочих латиноамериканского и китайского происхождения, выполняющих рутинную работу... Уже при обработке результатов там было обнаружено, что вероятность "слипания" по 60 атомов углерода больше, чем все другие варианты. Позже английский кристаллограф и химик Крото дал объяснение - 60 атомов образуют достаточно устойчивую пространственную структуру кластера. Далее была установлена квантово-механическая природа таких соединений, они были обнаружены в других веществах и получили название фуллеренов".
Не менее интересными, и это было отмечено слушателями Школы, были лекция академика Ю.Д.Третьякова о последних достижениях химических наук с точки зрения создания новых материалов; обзор исследований конденсированных сред с помощью рассеяния нейтронов (профессор В.Л.Аксенов); сообщение об исследовании радиационного повреждения металлов и сплавов с помощью рассеяния нейтронов (член-корреспондент РАН Б.Н.Гощицкий); лекция о полимерных системах академика РАН А.Р.Хохлова; лекция "Белковая кристаллография на источниках СИ" (профессор В.Р.Мелик-Адамян); лекция члена-корреспондента РАН Ю.В.Копаева о работах и лауреатах Нобелевской премии 2000 года и об исследовании механизмов сверхтемпературной проводимости. Примечательно, что в аудитории Д.И.Блохинцева НИИЯФ МГУ собирались в эти дни не только студенты Школы, но и ученые ОИЯИ, работающие в других лабораториях, как молодые, так и уже вполне состоявшиеся. Многие доклады обсуждались активно, переходя рамки академических часов, вызывали вопросы и дискуссии.
Теоретическая часть Школы не ограничилась обзорными сообщениями. Курс лекций по специализации был прочитан научными сотрудниками, ведущими специалистами ОИЯИ, "Курчатовского института" и Института кристаллографии РАН.