В зеркале прессы


Материалы, посвященные 45-летию ОИЯИ, опубликовали российские газеты по итогам пресс-конференции, проходившей в центральном Доме журналистов в Москве.

Международный Объединенный институт ядерных исследований в тандеме с Европейским центром ядерных исследований выдвинут президентом Армении Робертом Кочаряном на получение Нобелевской премии в номинации "Премия мира". Директор Института академик Владимир Кадышевский убежден в том, что выдвижение ОИЯИ на Нобелевскую премию "вполне обоснованно и закономерно".

"Идея о выдвижении Института на получение Нобелевской премии мира не нова, ей около трех лет. Физики сумели реализовать идею многополюсного мира и доказали, что можно сотрудничать ради использования ядерной физики в мирных целях", - сказал корреспонденту "Ъ" советник дирекции Института Виктор Сенченко.

Самыми заметными достижениями института считаются открытие кварков, из которых состоят элементарные частицы, а также новых долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами в таблице Менделеева 114 и 116... По мнению академика Кадышевского, открытие таких элементов может привести в тому, "что мы радикально пересмотрим наше представление о материальном мире".

Именно эту особенность в научной стратегии и тактике ведущих исследовательских коллективов ОИЯИ подчеркнул в заголовке своего материала корреспондент еженедельника "Поиск" Александр Чуба.

На "юбилейной" полосе, посвященной 45-летию Института, газета опубликовала статью председателя Комитета по ядерной физики Европейского физического общества профессора Вольфрама фон Оертцена (Институт Гана - Майтнер, Берлин) и члена этого комитета профессора Юрия Новикова (Петербургский институт ядерной физики), озаглавленную "На этих островах уже весна". Кому принадлежит пальма первенства в открытии новых тяжелых элементов Периодической системы Менделеева? Кого можно считать колумбами ядерного мира?

Авторы статьи, отвечая на эти вопросы, представляют первых лауреатов премии Лизы Майтнер, учрежденной ЕФО, в том числе члена-корреспондента РАН Юрия Оганесяна. Узнав о решении комитета, президент ЕФО сэр Арнольд Уолфендейл с большим энтузиазмом отметил, что он "весьма рад сделанному выбору и уверен, что и Лиза Майтнер поддержала бы такое решение".

Завораживающая магия открытий новых "рукотворных" элементов не обошла стороной и газету "Известия". Однако газета позволила себе некоторые сомнения...

Не является ли поиск новых элементов современной модификацией подсчета количества ангелов на кончике иглы, чем увлекались средневековые схоласты? Какое значение имеют для науки эти открытия? Такие вопросы поставили "Известия" в лице своего научного обозревателя Сергея Лескова научному руководителю ЛЯР Юрию Оганесяну. И он ответил: "Важно то, что теперь есть основания говорить о новых, ранее неизвестных структурах материи. Если существуют "магические" сочетания протонов и нейтронов, если островки стабильности уходят в бесконечность, если в природе имеются элементы с массовым числом 300, даже 500, это революция не в науке - во всем нашем мировоззрении.

К сожалению, в этой "бочке меда", слитого из разных источников, в первую очередь, из выступления Ю.Ц.Оганесяна на пресс-конференции, в которой участвовал и Сергей Лесков, не обошлось без "ложки дегтя". Неверно истолковав прозвучавший в одном из ответов на вопросы корреспондентов пример, обозреватель вставил в комментарий такой абзац: "Верю в удачу, хотя ученый не застрахован от ошибок. Первая крупная премия, полученная в Дубне в начале 60-х, была вручена за открытие новой элементарный частицы анти-сигма-минус-гиперона. Красивая работа, но через много лет выяснилось, что она была ошибочной, нет такой частицы...". Нашим читателям не надо объяснять, что такого один из ведущих физиков ОИЯИ сказать не мог. Так что ждем объяснений на страницах газеты - соответствующие "рекламации", как нам известно, в газету из Института направлены.

P.S. Приятно читать о родном Институте на больших страницах тиражных изданий. Жаль, что старый девиз "доступно и точно о главном в науке" незнаком племени младому. Но есть надежда, что некоторые из мыслей вслух, высказанных на пресс-конференции, попадут в цель. В нашей фонограмме выступления Ю. Ц. Оганесяна сохранились такие слова: "Поскольку мы встречаемся с вами, с прессой... Я не знаю, насколько положительные эмоции вызывают подобные статьи (имеются в виду публикации о науке - Е.М.), и не убежден, что все кинутся их читать, но мне кажется, что в нашей суровой жизни, полной насилия, киллеров, автокатастроф и крушений самолетов, все-таки, иногда было бы интересно узнать о том, что люди, которые живут в этом кошмаре, иногда способны на что-то, что привлекает внимание, например, центральных газет мира". "Думаю, мы к этому еще вернемся, - добавил ведущий круглого стола профессор А.Н.Сисакян. - Уже чувствуется, что сегодня или завтра наши читатели, зрители, слушатели кроме сникерсов, памперсов и ужасов что-то интересное узнают. Хотелось бы, чтобы у читателей родилось удивление: при жизни одного поколения изменилось столько...".

Точки над i ставить еще рано. И внимание прессы, конечно, надо заслужить. И работать с ней, с прессой, сегодня как никогда необходимо. И от ложек дегтя не уйти. Но не случайно же призывал когда-то герой фильма "Журналист" - "совершенствовать мир на основе собственных несовершенств".

Е. М.