“Диалог-2000”


На улице уже почти перестают хозяйничать северные ветры и морозы, свойственные нашему климату, и уже потихоньку начинается капель, и все это как-то навевает печальные мысли – вот и заканчивается зима со всеми ее праздниками, снежными горками, лыжами и коньками. Но для кого-то праздничные дни зимы связаны с Новым годом, Рождеством; а для учащихся лицея “Дубна” - с проведением традиционного “Диалога” - международной школы юных исследователей, в которой взрослые сеют разумное и доброе – учат детей. И делают они это весьма успешно.

Когда была первая сессия “Д” и что вообще привело к открытию подобной школы? – с этим вопросы я обратилась к создателю “Диалога”, директору лицея “Дубна” Ю. П. Курлапову.

Сам “Д” возник в 1989 году, а поводом к его образованию послужило мое участие в работе международной компьютерной школы, которую возглавляет академик Д. В. Ширков. А вот причиной было желание собрать неленивых ребят, которые хотят много и хорошо учиться, познавать неизведанное, творить, выдумывать, жить, получая удовольствие от того, что они могут этой светлой головой хорошо работать.

Что ж, неленивые ребята это, конечно, замечательно, но где вы берете столько умных голов, наверняка ведь не только в Дубне?

География “Д” достаточно широка, если начать с востока, то это город Благовещенск, оттуда приезжали победители краевых олимпиад по информатике, математике, чемпион края по шахматам; а с запада нередко гостями “Д” были рижане, из 15-й физматшколы города Риги. А также были ребята из Сибири, с юга, из Казахстана, из других стран, три раза приезжали американские делегации. В последнее время все больше собирается ребят из Московской области, в этом году появились новобранцы из Брянска (раньше этот город в “Д” не участвовал). Надеюсь, что в летнем “Д” делегация из Брянска будет представительна, и, в первую очередь, это будут дети из Чернобыльской зоны. Но в летний “Д” могут попасть не все – идет жесткий отбор. Всего 20 – 25 лицеистов смогут сюда поехать, а остальные ребята будут из других школ и других городов нашей страны, Подмосковья и из-за рубежа. Но есть некоторые исключения, их два: без всякого конкурса попадают в “Д” дети-инвалиды, хотя мы это слово не употребляем – дети с особенностями развития, - их посылает нам школа “Возможность”. И дети-сироты, которых мы берем под особую опеку.

Это в летних сессиях, а кто может принимать участие в зимнем “Д”, проходящем в самом лицее?

Тут могут участвовать все желающие и представители различных школ, но, прежде всего, разумеется, лицеисты. Также приезжают к нам гости из других городов.

Участник должен быть непременно наделен определенными качествами?

Конечно же, желательно, чтобы это был, прежде всего, человек неленивый; человек, который получает удовольствие от интеллектуальной деятельности; человек, получающий удовольствие от общения, от работы с такими же, как он сам; человек, который не хочет лежать у телевизора целыми сутками, а готов изобретать что-то полезное; коммуникабельный, готовый всегда придти на помощь своим товарищам.

По какому принципу учатся в “Д”?

Да принцип простой: делай с нами, делай как мы, делай лучше нас! Для “Д” это в том случае, если каждый день кричишь: “Эврика!”. Также мы хотим, чтобы ребята делали каждый день на протяжении всего “Д” открытия – и неважно, из сферы науки или просто на основе жизненного опыта. В нашей анкете “Чистая правда” есть такие пункты: я открыл в себе; я открыл для себя в науке; я открыл для себя в людях.

Руководители проектов подбираются весьма жестко – есть такое понятие, как совет “Д” – в него входят преподаватели лицея и не только, научные сотрудники ОИЯИ – те, кто уже много лет работает в “Д”. и, подбирая новых преподавателей, ассистентов на следующую сессию, мы подходим к этому вопросу достаточно придирчиво. Дело в том, что преподаватель “Д” должен быть, в первую очередь, экстравертом – отдавать вовне свою энергию, человеком, помогающим людям становиться людьми, жить легче, жить богаче, жить интереснее. Но, в принципе, в “Д” уже устоялся коллектив, это, прежде всего, Иван Алексеевич Ломаченков, Сергей Васильевич Швидкий, Василий Андреев, Сергей Чайников. В разные годы работали у нас молодые ученые. И в будущий “Д”, летом 2000 года, мы снова отбираем команду.

Но почему столько взрослых людей собираются вместе, чтобы учить детей?

После “Д” остается нечто такое в душе, что трудно передать словами, нас многие не понимают – как так? – разве так можно – вместо отпуска ехать и целый месяц сутками почти без сна заниматься с ребятами, которые по ночам не хотят спать, а утром хотят учиться.

“Д” – это способ проявления своей личности, это атмосфера дружбы, понимания, взаимной безопасности, “Д” – это остров любви детей друг к другу. Еще раз говорю – взаимопонимания, поэтому он и называется – “Д”, это когда двое не просто разговаривают, но еще и слышат и понимают друг друга. В известном фильме “Доживем до понедельника” в сочинении на тему “Что такое счастье?” один ученик написал только одну фразу: “Счастье – это когда тебя понимают”. Так вот, “Д” – это место, где тебя понимают.

Чем будет отличаться “Д”-2000 от других?

Каждый “Д” похож и непохож на предыдущие, и сейчас, в связи с очень значительными победами наших 9-ти, 10-ти 11-классников в городских, областных, зональных и даже общероссийских математических и физических олимпиадах, мы подумываем о том, чтобы внести новые проект – “Физматшкола”. Это будет несколько отличаться по форме от других проектов – там будет больше лекций, больше учения, чем исследований, хотя постараемся, чтобы экспериментальная подготовка тоже у ребят была. Ну и, конечно, мы надеемся, что к нам приедут в 2000 году гости из Сербии – победители олимпиад по математике, информатике и физике – к тому же два года подряд сербские школьники показывают блестящие результаты на всемирных олимпиадах. Предварительная договоренность с посольством Югославии у нас уже есть.

И, конечно, этот “Д” будет располагаться в другом месте; мы три года “жили” в Ратмино, три года на острове А на Московском море, и теперь пора бы менять дислокацию. И сейчас подыскиваем новое место, надеюсь, оно будет удобным и гостеприимным для нас. У нас, кроме проектов, связанных с физикой, под руководством И. А. Ломаченкова безусловно будет цикл проектов, объединенных название “Информационные системы”, или руководит С. В. Швидкий, будут проекты, связанные с экологией и биологией, здесь мы сотрудничаем с нашим университетом, с кафедрами биологии и экологии, надеюсь, снова будет медицинский проект. Очень надеюсь, что будет гуманитарно-психологический проект, может, он будет связан с психологией личности, и проект, связанный с лингвистикой, так как в нашем лицее есть гуманитарные классы. Безусловно, снова будет работать пресс-центр, будут видео-центр, музыкальные и спортивные программы.

Что ж, как все по ходу дела убедились, “Д” – это очень полезное мероприятие, во время которого наши милые, красивые и самое главное умные дети вместо того, чтобы сидеть по подвалам и заниматься не пойми чем, могут набираться знаний, и причем делать это в приятно и дружелюбной обстановке. И на самом деле в “Д” с детьми происходят удивительные вещи – никто даже в страшном сне и не помышляет прогулять что-нибудь, а наоборот все рвутся подольше получиться и пообщаться с диалоговскими “преподами” (а в “Д” учителя называют сами себя не иначе, как “преподы”).

Так что пожелаем ребятам как следует отдохнуть, поучиться и повеселиться в будущем “Д”. Я уверен, им это пойдет только на пользу.

Интервью взяла Маша ЕФИМОВА, “диалоговка” со стажем.

Лицей "Дубна" 11 марта проводит День открытых дверей. Начало в 16.00 в главном корпусе университета "Дубна".

В программе: выступления администрации и преподавателей лицея; знакомство с правилами и сроками проведения вступительных экзаменов в 9, 10-е классы.

Вы сможете: