Сириль Лашо:
"А в остальном... все хорошо"
Наверное, не такой частый случай - участие в солидной коллаборации физиков совсем молодого человека, аспиранта парижского Университета VI - VII, который выступает с докладом на большом рабочем совещании по проекту, обсуждает вопросы сотрудничества. Это Сириль Лашо, он представляет группу французских ученых под руководством профессора Ф. Ваннуччи – одного из участников эксперимента NOMAD. Накануне возвращения Сириля в Париж наш корреспондент Надежда КАВАЛЕРОВА взяла у него интервью.
Вы две недели провели в Дубне. Ваши впечатления?
Я приехал при температуре -4, а уезжаю при -20. Говорят, это даже для вас холодно, а я в 15-градусный мороз пошел на каток и простудился. А в остальном все было хорошо. На совещании я сделал доклад, мы обсудили перспективы развития совместных исследований. Мне понравилась атмосфера доброжелательности и открытости не только на совещании, но и в группе, где я провел эти дни. У меня здесь есть друзья, мы познакомились в Париже. Это Дима Наумов и Борис Попов. Область физики, которой мы занимаемся - перспективная, на совещании мы пытались выработать общий подход в отношении новых результатов по измерению поляризации L -гиперонов в эксперименте NOMAD с тем, чтобы в марте доложить их на конференции MORIOND во Франции. Сейчас мы с моими дубненскими коллегами готовит статью по результатам этих исследований для опубликования в научном журнале. Я должен от лица коллаборации представить эти результаты. Работа эта мне интересна, и если у меня будет возможность ее продолжать - я буду приезжать в Дубну.
А что означают ваши слова: "если будет возможность"?
Весной я заканчиваю аспирантуру парижского университета и стану доктором философии. После этого я должен выдержать конкурс среди таких же выпускников, чтобы получить место в государственном научном центре. Специальная комиссия определяет, кто этого достоин, - ведь каждый год во Франции вузы выпускают 10 тысяч специалистов, а рабочих мест немного. Например, для физиков - 7 мест на 70 кандидатов. Отбор очень жесткий, поэтому я должен представить на конкурс свои работы, статьи, отзывы и выступить с докладом. Надеюсь на успех. Если получу “постоянную позицию”, могу спокойно жить и работать. Государство гарантирует профессиональную занятость в течение 37 лет, хорошую пенсию. Зарплата молодого ученого после выплаты всех налогов - 11 тысяч франков, а это позволяет вполне нормально жить.
А если не пройдете этот конкурс?
Тогда есть реальная возможность устроиться в частную компанию, например, работающую в области компьютерного проектирования. Еще меня привлекает научная журналистика. Вообще, люди с таким фундаментальным образованием, которое удалось получить мне, - востребованы.
Расскажите о системе образования во Франции - ведь вы прошли все его ступени и преодолеваете последнюю.
Да, я стал ученым, хотя сам принадлежу к семье, которая никакого отношения к науке не имеет - отец в настоящее время безработный, а мама работает в гостинице. Среднее образование у нас получить довольно просто, оно доступно практически всем. Другое дело - высшее. Каждый год из университетов отсеиваются по разным причинам много студентов. Французская система образования социально ориентирована, в обычных университетах представлены все социальные слои, но есть и элитные вузы. где учатся дети богатых и влиятельных людей.
Есть ли во Франции такое явление, которое в России называется "утечка мозгов"?
Что это? А, понял. Да, если не находится работа во Франции, то, конечно, некоторые устраиваются на “постдоковских” позициях в других странах в том числе - в Америке. Это нормально - ведь надо жить и работать. Но лично я хочу остаться во Франции.
Перевел Борис Попов.
На снимке: С.Лашо и С.А.Бунятов.