Ученые – школе


29 октября Московский физико-технический институт уже в четвертый раз собрал на Соросовскую конференцию учителей математики и физики Москвы и области. Соросовские конференции, регулярно организуемые МФТИ, занимают не последнее место среди всероссийских, региональных и других конференций Соросовских преподавателей, проводимых при поддержке Фонда Сороса. Однако, как признаются сами педагоги, далеко не всегда при этом стараются учесть и реализовать их пожелания. Зачастую педагоги критически воспринимают даже не сам высоконаучный уровень большинства лекций, а нежелание или неумение лекторов адаптироваться к уровню аудитории. В МТФИ не “галочки” ради каждый раз проводят анкетирование участников. В результате, на четвертой конференции уровень адаптированности докладов вызвал удивление даже самих организаторов.

Именно на редкость не сухие и не заумно скучные доклады, иллюстрирующие союз теории и практики на самых, казалось бы, неожиданных примерах, к тому же сделанные людьми увлеченными и увлекающими, и оставили самое яркое впечатление у дубненского участника четвертой конференции соросовских учителей Александра Анатольевича Леоновича:

Действительно, эта конференция разительно отличалась от предыдущих, проведенных МФТИ, да и от иных других Соросовских конференций, в которых мне довелось участвовать. От доклада к докладу интерес и внимание аудитории только возрастали, лекции по тематике, явно не очень-то близкой для собравшихся, звучали в полной тишине и вызывали многочисленные заинтересованные вопросы. Посудите сами: “Дифференциальные уравнения динамического баланса и их приложения” - не очень-то интригующе, не так ли? Но доктор физико-математических наук, Соросовский профессор А.П.Черняев дал два ярких примера описания довольно простыми дифференциальными уравнениями процесса борьбы популяций в живой природе и... динамики семейного бюджета. Для меня была интересной и близкой тема биомеханики в лекции “Управление черным ящиком механической природы” члена-корреспондента РАН, профессора кафедры теоретической механики МФТИ, Соросовского профессора Е.С.Пятницкого. Он, много лет занимаясь “высокой” наукой, преподаванием в МФТИ и заведуя лабораторией в Институте проблем управления, в последнее время увлекся биомеханикой, проблемами управления движениями человека и робота. Его увлеченность мы почувствовали сразу, с первых же минут он полностью завладел аудиторией. Причем, удивительная привлекательность лекций определялась, на мой взгляд, не столько их тематикой, сколько ораторскими, педагогическими талантами выступавших, их личным “магнетизмом”. Я помню лекции Е.С.Пятницкого в МФТИ в годы моего студенчества: “сухие” дисциплины он рассказывал столь захватывающе, что это запоминалось на долгие годы. Сейчас, имея уже собственный педагогический опыт, стараешься воспользоваться счастливой возможностью и что-то перенять у таких педагогов от Бога.

Абсолютно в другом стиле читал свою лекцию “Проблемы токсикации Земли и здоровье ее населения” заслуженный Соросовский профессор, доктор химических наук А.П.Пурмаль. И при том, что буквально через слово встречались сложные химические термины, лекция была удивительной – множество интересных и неожиданных примеров из нашего повседневного быта и надвигающейся угрозы экологической катастрофы заставили слушать, затаив дыхание. Проникнувшись проблемой химических катастроф, слушатели засыпали докладчика вопросами о вреде не упоминавшейся в лекции бытовой химии и другими.

Выступление профессора М.А.Шахраманяна, руководителя агентства МЧС РФ по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, было впечатляющим примером того, как надо читать “Основы безопасности жизнедеятельности” в школе. Сегодня, пожалуй, это один из самых жизненно важных школьных предметов.

К проблемам элитного образования в третьем тысячелетии обратились в своем докладе возглавлявший МФТИ десять тяжелых перестроечных лет член-корреспондент РАН, заслуженный Соросовский профессор Н.В.Карлов и нынешний ректор института, профессор Н.Н.Кудрявцев. МФТИ активно пропагандирует свои формы работы со школьниками. Кому-то они нравятся, кому-то – нет, но бесплатная Заочная физико-математическая школа по-прежнему работает, удержался на плаву и сам институт. Было высказано негативное отношение к надвигающимся реформам высшей и средней школы, которые приведут к всеобщему уравниванию, созданию некоего массового среднего образования, что означает снижение образовательной планки высшего образования в стране. Мы знаем, история России и Европы содержит немало периодов глубоких экономических и политических реформ, сопровождавшихся созданием элитных учебных заведений. Современная Россия переживает, по-видимому, не такой период. Ситуацию с образованием в стране можно сравнить сегодня с экологической катастрофой. Разговор об этих проблемах на конференции был для меня самым важным.

Специфика последней конференции заключалась в том, что впервые педагоги, удостоенные Соросовского звания, не получили вместе с ним никакой финансовой поддержки. В общем-то, все вернулось на круги своя, а на такие конференции учителя всегда ездили, чтобы пообщаться друг с другом, получить новую, интересную информацию, которую можно будет использовать в повседневной работе с детьми. Без финансовой, организационной и моральной поддержки Дж.Сороса и его фонда, проделавшего за эти годы колоссальную работу, российскому среднему и высшему образованию, науке пришлось бы гораздо труднее. А для педагогов школ сегодня важна и моральная поддержка. Пользуясь случаем, поздравляю с 70-летним юбилеем фактически первого Соросовского учителя физики Дубны, настоящего подвижника школы Г.Д.Луппова, и сейчас продолжающего отдавать себя ученикам, любимому делу, школе.

Ольга Тарантина