Их имена - в истории науки


12 октября исполнилось 75 лет со дня рождения профессора Вадима Георгиевича Соловьева, выдающегося ученого, одного из самых первых сотрудников ОИЯИ.

Ему рано пришлось начать самостоятельную жизнь, еще десятиклассником в январе 1943 года он был призван в Красную Армию. В 1945 году после демобилизации поступил на физический факультет Ленинградского университета, который окончил с отличием в 1950 г. и был направлен на работу в Дубну, в Гидротехническую лабораторию. Здесь Вадим Георгиевич начал работать в секторе теоретической физики, занимаясь, в основном, физикой элементарных частиц. Позднее, в 1953 году, на семинарах в МГУ и Математическом институте им. Стеклова он познакомился с Н.Н.Боголюбовым, который стал его научным руководителем. Работы, выполненные Вадимом Георгиевичем в эти годы в области квантовой теории поля, получили широкое научное признание. На их основе он защитил в 1956 г. кандидатскую диссертацию. В это время в физике горячо обсуждалось несохранение четности в слабых взаимодействиях. В.Г.Соловьев обратился к проблеме сохранения четности в сильных и электромагнитных взаимодействиях. Он отстаивал идею, что сохранение пространственной четности связано с калибровочной инвариантностью взаимодействия, что вызвало оживленную дискуссию среди физиков.

Образование в 1956 году Объединенного института ядерных исследований открыло новый этап в деятельности В.Г.Соловьева как ученого и организатора науки. По инициативе первого директора ОИЯИ Д.И.Блохинцева в Институте была образована Лаборатория теоретической физики, в создании которой и дальнейшем становлении, работая на посту заместителя директора, большую роль сыграл В.Г.Соловьев. В это время научные интересы В.Г.Соловьева под влиянием работ Н.Н.Боголюбова по микроскопической теории сверхпроводимости сместились к проблеме сверхтекучести ядерного вещества и роли парных корреляций сверхпроводящего типа в атомных ядрах. Первые же работы по этой тематике выдвинули В.Г.Соловьева в ряды известных мировых ученых, также оценивших центральную роль этой проблемы в физике ядра. В 1958-1962 гг. В.Г.Соловьев построил теорию сверхпроводимости в атомных ядрах. Им были описаны многие необычные проявления этих свойств, предсказаны совершенно новые эффекты, которые позднее были обнаружены в экспериментах. Результаты этих исследований получили мировое признание и стали основой его докторской диссертации.

Вокруг профессора В.Г.Соловьева начинает собираться группа ученых, работающих над различными проблемами теоретической ядерной физики. По его инициативе в 1963 году в лаборатории организуется отдел теории атомного ядра, руководителем которого он становится. Многие сотрудники отдела, его ученики в дальнейшем стали известными учеными, они работают в научных центрах и университетах России, бывших республик СССР, Болгарии, Вьетнама, Монголии и других стран. Создание дубненской научной школы по ядерной физике, несомненно, одна из главных заслуг В.Г.Соловьева. На протяжении многих лет Вадим Георгиевич читал курс лекций по теории атомного ядра для студентов МГУ, был заместителем заведующего кафедрой теории атомного ядра. Написанные им книги стали фундаментальными пособиями по ядерной физике и учебниками для студентов вузов, они изданы в других странах и пользуются большой известностью. Заслуги Вадима Георгиевича в научной и педагогической деятельности отмечены премиями ОИЯИ, наградами нашей страны и других стран-участниц ОИЯИ, ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РСФСР".

Проблемы теории ядра занимали центральное место в научных изысканиях Вадима Георгиевича. Им были рассмотрены фундаментальные проблемы описания ядерных возбуждений и показано, что методы теории многих тел и метод самосогласованного поля Н.Н.Боголюбова являются основой для построения микроскопических моделей структуры тяжелых ядер. В результате их применения удалось объяснить свойства вибрационных возбуждений деформированных ядер и продемонстрировать важную роль их связи с квазичастичными состояниями. Необходимо отметить новаторский характер данных работ, поскольку в это время для описания указанных ядер в основном использовались феноменологические модели. Вместе с сотрудниками им были проведены обширные расчеты спектров и проанализированы свойства конкретных ядер, что особенно важно для понимания результатов экспериментов и постановки новых. Это определило сильное влияние его работ на развитие ядерной спектроскопии, их широкую известность среди экспериментаторов, плодотворность совместных исследований, выполненных в ОИЯИ и других отечественных и зарубежных научных центрах. В работах В.Г.Соловьева этого периода впервые была исследована микроскопическая природа квадрупольных и октупольных колебаний деформированных ядер, предсказано существование новой области деформированных ядер, подтвержденное позднее на эксперименте, выдвинута гипотеза о возможном различии равновесных деформаций ядра в основном и возбужденных состояниях, ставшей очень актуальной в последние годы.

В начале 70-х годов Вадим Георгиевич почувствовал, что основное направление исследований по структуре ядра стало смещаться к состояниям высокой энергии возбуждения порядка энергии связи нуклона и выше ее. Традиционно для описания свойств ядра при указанных энергиях использовались статистические подходы. Потребовалось объяснить наблюдающиеся при этих энергиях нестатистические эффекты. И опять проявился новаторский характер научного стиля, присущий В.Г.Соловьеву. На международных конференциях вначале с некоторой настороженностью была встречена его новая идея – он предложил провести качественный анализ корреляций между различными характеристиками сильно возбужденных состояний, используя модельную волновую функцию с иерархией компонент по сложности.

В эти же годы под его руководством была разработана квазичастично-фононная модель ядра, позволившая исследовать микроскопически и объяснить широкий круг характеристик ядерных возбуждений при средних и высоких энергиях. Удалось количественно оценить вклад коллективного движения в плотность ядерных уровней, рассчитать нейтронные и радиационные силовые функции, объяснить причину появления подструктур в сечении дипольного фотопоглощения. Большой интерес вызвали выполненные впервые микроскопические расчеты ширин гигантских резонансов в тяжелых ядрах. В дальнейшем модель была усовершенствована, что позволило учесть поправки, связанные с фермионной структурой фонона, исследовать резонансо-подобные структуры, связанные с возбуждением в прямых реакциях одно- и двухквазичастичных состояний, спиновые и зарядово-обменные гигантские резонансы, двухфононные состояния в сферических ядрах. Вадим Георгиевич был счастлив, когда ему удавалось раскрыть очередную загадку природы. В своей работе он был неутомим, даже тяжелая болезнь не могла заставить его отказаться от ежедневных научных дискуссий, обсуждения плана новых работ.

Очень активным было сотрудничество Вадима Георгиевича с учеными из стран-участниц ОИЯИ, а также из Италии, Германии, Франции, США, Канады, Японии. Свидетельством важности этого сотрудничества и высокого научного авторитета В.Г.Соловьева в мире может служить Международный симпозиум "Квазичастичные и фононные возбуждения в ядрах", организованный в Японии в его память в декабре 1999 года. На симпозиуме было представлено около 40 докладов ученых из разных стран по самым актуальным проблемам ядерной физики, в том числе пять докладов от ОИЯИ. В январе в газете "Дубна" довольно подробно рассказывалось об этом симпозиуме.

Летом текущего года в Дубне состоялась крупная международная конференция "Ядерная структура и связанные проблемы", посвященная 75-й годовщине со дня рождения В.Г.Соловьева. На конференции было заслушано свыше 50 докладов известных ученых из ведущих научных центров 15 стран, в том числе бывших учеников Вадима Георгиевича и его коллег. Конференция продемонстрировала, что идеи, разрабатываемые в работах В.Г.Соловьева, остаются до сих пор актуальными, занимают центральное место в современной физике атомного ядра. Она стала очередной в серии традиционных конференций по ядерной физике, а первые организовывал В.Г.Соловьев. Так, конференция 1968 года, в которой участвовали крупнейшие мировые ученые, классики ядерной физики, оказалась, по существу, первой в истории Дубны международной конференцией по физике атомного ядра мирового уровня. Напомним также, что история летних научных школ в СССР по ядерной физике также связана с именем Вадима Георгиевича. Первая из них была организована в 1965 году по его инициативе в Телави (Грузия) и остается до сих пор образцовой по составу лекторов и представленной научной тематике.

Много сил и времени отдавал В.Г.Соловьев и другим вопросам организации научных исследований. На протяжении многих лет входил в состав Ученого совета Международного центра теоретической физики в Триесте, был членом Совета по ядерной физике Европейского физического общества, работал в Бюро научного Совета по физике атомного ядра Академии Наук, был членом НТС ОИЯИ и специализированных ученых советов, входил в редколлегии ряда физических журналов. Уже упоминалась его роль в создании отдела атомного ядра ЛТФ. Благодаря вниманию и организаторским способностям В.Г.Соловьева отдел развивался, расширял тематику исследований в соответствии с возникновением новых направлений в физике ядра. Отдел, несомненно, сыграл важную роль в развитии теоретической ядерной физики в странах-участницах ОИЯИ. Обстановка в отделе всегда была творческой, преобладал демократичный и дружеский характер общения. Этому в значительной степени способствовали научная требовательность и высокие моральные критерии, которые предъявлял Вадим Георгиевич к своим сотрудникам. Высоким авторитетом пользовался В.Г.Соловьев и в других лабораториях Института, особенно когда на посту секретаря парткома он все свои силы отдавал улучшению социальных условий жизни сотрудников, расширению жилищного строительства и укреплению научно-производственной базы ОИЯИ.

Конечно, научные исследования были главным содержанием жизни Вадима Георгиевича, но он всегда был граждански активным человеком, и его остро занимало положение науки в обществе, ее судьба. И всегда он оставался доброжелательным, деликатным и общительным, глубоко интересовался историей и философией, любил искусство, особенно музыку, с большим удовольствием и увлеченно занимался спортом. Таким и остается он в нашей памяти.

А.И. Вдовин, В.В. Воронов, Л.А. Малов