Они были первыми...
На фоне олимпийских стартов и финишей в Австралии сегодня особенно интересно вспомнить первые шаги воднолыжного спорта в нашей стране и обратиться к воспоминаниям одного из “отцов-основателей”, подготовленным специально для нашей газеты.
Со 2 по 6 августа в Москве на стадионе гребного канала в Крылатском проходил Европейский чемпионат по водным лыжам. Последние 20 лет я полностью отключился от прежних дел, связанных с этим увлекательным спортом. Но сейчас, находясь в отпуске, не смог удержаться, чтобы не побывать на столь значительном спортивном форуме, впервые проходившем в нашей столице. Я вооружился международными мандатами, подтверждающими, что в 1977 – 79 годах был президентом воднолыжной федерации СССР – вторым в истории этого нашего вида спорта, сменив на этом посту контр-адмирала Л. Н. Понтелеева. Но воспользоваться официальными мандатами не пришлось, поскольку здесь многие из ныне действующих лиц меня еще помнили.
Судья соревнований С. Н. Ефимушкин провел меня через милицейские кордоны на судейскую территорию перед трибунами. Это было на стадионе в Крылатском во второй половине дня в пятницу (4 августа), когда проводились предварительные соревнования по прыжкам с трамплина. Сначала прыгали женщины, и их прогресс в этом виде соревнований за прошедшие двадцать лет просто поразителен. Удивление вызывает не только результат победительницы соревнований спортсменки из Австрии Бритты Левеллин (49,1 м), но и десятый результат (43,7 м), который следовало превзойти, чтобы стать участницей финальных соревнований. Для сравнения напомню результаты победителей на матче сильнейших воднолыжников Европы, так называемом “Турнире звезд”, состоявшемся в 1979 году на искусственном водоеме Руислип под Лондоном. Тогда победители этих престижных соревнований английские спортсмены показали 33,75 м – среди женщин (К. Морзе) и 51,1 м – среди мужчин (М. Хайзелвуд). А на нынешнем чемпионате Европы двое продемонстрировали прыжки за шестидесятиметровую отметку. Победитель соревнований француз Кристофер Дувергер в предварительном раунде прыгнул на 60,9 м и в финале – 60,8 м. А занявший третье место спортсмен из Германии в предварительном раунде продемонстрировал полет на 60,5 м.
Приведу также наилучшие результаты, показанные в упомянутом матче в Англии в фигурном катании. Первое место среди мужчин с результатом 6980 очков завоевал тогда 16-летний француз Патрик Мартин (на нынешнем чемпионате в Москве он занял 4-е место, показав 9410 очков, а первое место с результатом 10990 очков завоевал француз Николас Ле Форестиер). Тогда же в Англии сильнейшая среди женщин Европы шведка А. Карлман показала высокий результат 4050 очков, который, однако, оказался лишь четвертым, благодаря триумфальному выступлению трех советских девушек.
На этот престижный “Турнир звезд” из нашей страны были приглашены показавшие до этого на международных соревнованиях феноменальные результаты в фигурном катании чемпионка Европы минчанка Инесса Потэс (ученица тренера Виктора Викторовича Новожилова) и две спортсменки из Дубны – рекордсменка континента Марина Чересова и победительница европейского первенства среди девочек Наталья Румянцева (обе – воспитанницы тренеров Валерия и Юрия Нехаевских). На “Турнире звезд” наши воднолыжницы подтвердили свое выдающееся мастерство в фигурном катании, показав абсолютно лучшие результаты среди всех участниц этого турнира. Особенно отличилась шестнадцатилетняя Н. Румянцева, занявшая первое место с новым рекордом Европы 5670 очков. Второй была И. Потэс – 5410 очков и третьей – М. Чересова с результатом 5120 очков. Такого триумфального успеха – все три призовых места на международных соревнованиях – не было ни до ни после у наших воднолыжниц. Чудесную фотографию трех советских девушек тогда опубликовала одна из английских газет, которую повторила затем газета нашего Института. На ней наши три девушки сняты скользящими на воде в удивительной композиции: обнявшиеся и с фалами на ногах!
Мне особенно приятно отметить, что этот успех пришелся на последний год моего руководства Всесоюзной федерацией воднолыжного спорта. Помню, что в те годы я был инициатором утверждения таблицы командных очков, стимулирующих достижение нашими воднолыжниками высоких результатов уровня мастера международного класса.
Сейчас на московском первенстве Европы Наталья Румянцева в предварительном круге показала 5460 очков и стала лишь девятой финалисткой. В финале она смогла повысить результат до 6040 очков, но стала лишь 7-й. А победительница этих соревнований француженка Фредерика Савин в финале показала феноменальный результат 6820 очков. Так значительно возросло мастерство девушек в фигурном катании.
Интересная борьба на первенстве Европы развернулась в финальных соревнованиях на трассе слалома. У женщин, чтобы попасть в финал, нужно было на максимальной скорости (55 км в час) взять более 2 буев на укороченном фале до 12 метров. Из России право выступать в финале завоевала только Ольга Кашицина из Рыбинска. Он стала 8-й. Победительница в слаломе француженка Геральдина Джамин показала в финале 3 буя на фале длиной 11,25 метра. Мужчины же свой спор решали на скорости 58 км в час. Чтобы попасть в финал, надо было показать результат более 3,5 буя на фале длиной 11,25 метра. Победитель соревнований Глен Камбелл из Германии в финале взял 5 буев при длине фала 10,75 метра. Такие высокие результаты московский зритель увидел впервые.
В командных соревнованиях победила Белоруссия. Следующие призовые места заняли Франция и Италия. Россия была на пятом месте после Англии перед Австрией. При общем развале в стране это вполне закономерно. В командный зачет по трем лучшим вошли только женщины. Даже прыжок Н. Морозова на 52 метра не попал, к моему удивлению, в три лучших результата.
А теперь я хотел бы поделиться собственными воспоминаниями о зарождении этого элитного вида спорта в нашей стране и непосредственно в ОИЯИ. Летом 1959 года ко мне обратился Игорь Колпаков, только что вернувшийся из отпуска. Он с восторгом рассказал, что в Крыму ему удалось прокатиться за катером на широких деревянных лыжах и получить огромное удовольствие. Как заместитель директора ЛЯП я отвел Игоря в столярную мастерскую, и там мы набросали чертеж лыж. Столяр лаборатории В. И. Решетов легко воплотил нашу задумку. Так в ОИЯИ появилась первая пара водных лыж, и вскоре на Волге состоялась “разведка боем” с помощью лодки “Казанки”, принадлежавшей Антонио Понтекорво. Сразу же выяснилось, что одного мотора “Москва” недостаточно. Добавили второй мотор, принадлежавший Игорю Блохинцеву. Так начались первые в Дубне катания на водных лыжах. В то лето, помню, мы даже демонстрировали свое умение известному французскому физику Ж. Вижье на реке Дубна во время семейного пикника, устроенного Д. И. Блохинцевым в честь иностранного гостя.
Потом мы узнали, что на острове “Б” обосновалась группа воднолыжников из ФИАНа. В одно из воскресений наша группа (Алексей Тяпкин, Игорь Колпаков, Владимир Маханьков и наши основные “мотористы” Антонио Понтекорво и Игорь Блохинцев) отправилась туда. От фиановцев мы впервые узнали о существовании двух видов спортивных соревнований на водных лыжах – по слалому и прыжкам с трамплина. Такими невежественными и темными были поначалу дубненские зачинатели этого вида спорта. Мы узнали, что свой тренировочный сбор фиановцы проводят, готовясь к первому первенству Москвы, которое наметили на конец августа. Все эти события хорошо врезались в мою память, и я воспроизвожу их сейчас с большой долей достоверности. У наших первых учителей были установлены близ берега буи слаломной трассы и узкий трамплин на сваях, вбитых в дно. После успешного опробования трамплина нам было предложено провести соревнование, которое было, естественно, уже менее успешным для наших участников. Из той мимолетной встречи хорошо запомнились лишь те, с кем потом неоднократно встречались на воднолыжных трассах. Так, помимо энтузиаста-руководителя И. Кузнецова, хорошо помню, что в наших соревнованиях наиболее яркие результаты показала тогда Лидия Нечаева, которая затем неоднократно становилась победительницей на первых чемпионатах Союза. В фиановском лагере была и сотрудница физического факультета МГУ Ирина Лебедева, ставшая затем известным судьей по воднолыжному спорту.
Вернувшись в Дубну, мы сразу изготовили первую примитивную слаломную трассу из буев, поставленных на грузах, и стали проектировать металлический понтон для трамплина. В следующем году была официально создана при нашем Институте секция воднолыжного спорта. Профсоюз стал ежедневно выделять нам большой катер, который был значительно лучше “Казанки”, но все же не превышал скорость 40 км в час. Затем в Институте появилось несколько катеров на подводных крыльях, и нам регулярно стали выделять их для занятий. Водители из транспортного отдела Института Константин Сизов и Валентин Николаев стали верными друзьями воднолыжников, часто проводя тренировки до самого вечера. Хотя эти катера и обеспечивали необходимую скорость буксировки воднолыжников, они все же в силу некоторых технических причин не годились для проведения официальных соревнований. Поэтому в последующие годы я упорно продолжал размышлять над тем, как обеспечить требуемую для спортивных занятий скорость до 58 километров в час. Команда ЦСК ВМФ, посетившая Дубну в 1960 году, имела отличный буксировщик с подвесным мотором на 70 л. с. американской фирмы “Меркурий”. Лишь в 1963 году у нас появилась надежда получить такой мотор, когда директор ЛВЭ академик В. И. Векслер из своей премии “Атом для мира” выделил для воднолыжников ОИЯИ тысячу американских долларов. Мы сделали заявку на подвесной мотор “Меркурий” на 90 л. с., но Минфин не пропустил ее, сославшись на то, что наша промышленность выпускает отечественные подвесные моторы для лодок.
В первый же год работы секции у нас появился способный молодой спортсмен техник из ЛЯР Юрий Нехаевский. В следующем, 1961 году из Свердловска в Дубне появился и его брат Валерий. Они заметно отличались своими способностями от других членов секции, и когда встал вопрос об участии в соревнованиях городов под Ригой в Юрмале на речке Лиелупа, то я составил команду из братьев Нехаевских, самого себя и Зои Кузнецовой. Там я встретился с первыми инициаторами развития воднолыжного спорта в Союзе. Это были Илмар Брюссель – юрист из Риги, Виктор Воронцов – тренер московской команды ЦСК ВМФ, Роберт Рубин – энтузиаст из бывших горнолыжников и спортсмен из той же команды ЦСК ВМФ и Юрий Жуков – инженер Ленинградского кораблестроительного института, инициатор и выступающий воднолыжник... О результатах этих соревнований трудно теперь и вспомнить – до того они были серыми. Помню только, что на трамплине за тихоходным катером всех нас опередил молодой Владимир Филин с результатом 13 метров, а остальные прыгали к 9-метровой отметке. (Роберт Рубин напомнил мне сейчас в Крылатском, что он тогда прыгнул на 11 метров и очень был удивлен результатом своего одноклубника В. Филина). Хорошо, что я твердо запомнил этот “выдающийся” результат Владимира. Интересно, помнит ли он его сейчас?
Однажды я как-то узнал, что по Московскому мою “бегает” скоростной глиссер, принадлежащий расположенной на острове закрытой базе ЦАГИ. В сопровождении начальника городского КГБ мне удалось проникнуть на эту базу для консультации со специалистами. Они дали мне конкретный совет купить в гараже Совета Министров списанный мотор с правительственной машины “Чайка” на 300 л. с. и даже снабдили меня бронзовой отливкой специального скоростного гребного винта.
Так добрые люди, уже знавшие о первых успехах воднолыжников ОИЯИ, оказали нам конкретную помощь. Начальник транспортного отдела Института Н. А. Нехаевский быстро закупил этот мотор, а я у начальника опытных мастерских ЛЯП К. А. Байчера организовал все необходимые работы для установки его на финской лодке, переданной нам профсоюзом. Эти работы включали закрытие коллектора мотора кожухами для охлаждения его водой, проведение гребного вала через днище лодки через специальный сальник и лекальную обработку лопастей бронзовой отливки гребного винта. Всю эту точную работу безукоризненно выполнили мастера нашей мастерской за зиму, и летний сезон 1964 года воднолыжники ОИЯИ тренировались с мощным катером. В этом же году была создана при секции парусного спорта Всесоюзная федерация воднолыжного спорта. В ее создании решающую помощь нам оказал Юрий Гагарин, но избрать его президентом нам не позволил ЦК комсомола под предлогом, что слишком молодой вид спорта недостаточно престижен для первого космонавта планеты. Тогда мы выбрали его председателем технической комиссии, чтобы за его подписью посылать важные письма о разработке технического инвентаря.
В следующем, 1965 году, федерация провела первый чемпионат Союза по воднолыжному спорту. Он проходил в Москве на водном стадионе в Химках. Помню, как я вел наш скоростной катер в Москву по каналу. В катере было четыре человека и много лыж. Чтобы экономить бензин, я вел катер на малом газу. Перед Москвой в Хлебниковском водохранилище нас догнало судно на подводных крыльях “Ракета”. Когда она поравнялась с катером, я нажал педаль газа полностью, мотор взревел, катер выскочил на глиссирование, и мы быстро оставили “Ракету” за кормой. Думаю, это был неожиданный эффект для капитана “Ракеты”, впервые встретившегося с таким чудо-катером. А катер наш был действительно чудесным. У него был огромный запас мощности, и на максимальной скорости почти не сказывалась загрузка пассажирами – он уверенно давал скорость 75 км в час. На воднолыжной трассе водитель контролировал скорость движения катера по показанию стрелки манометра, присоединенной к трубке Пито и потому измеряющей скорость движения по отношению к воде. Поэтому упор лыжника водитель мог компенсировать легким нажатием педали газа. Все это было возможно при большом запасе мощности мотора. Я так подробно рассказал об этом, поскольку создание катера было моим самым основным вкладом в развитие воднолыжного спорта в Дубне и в Союзе.
Профессор А. ТЯПКИН