Сто путей – сто дорог


Эти слова нередко приписывают Пржевальскому, но впервые они написаны И.А. Гончаровым в замечательной книге “Крейсер “Паллада”. Под ними и ныне подпишется каждый любитель путешествий.

Дубненский клуб туристов при поддержке Дома ученых организовал экспедицию “Карелия-2000” с целью изучения территории, по которой протекают карельские реки Войница и Куржма, еще неизвестные туристам. Находятся они в стороне от торных туристских дорог и начинаются в пограничной полосе, строго охраняемой пограничниками.

В 1999 году прошел слух, что многократные чемпионы России прошли реку Войницу. Но никакой информации ни в Интернете, ни в библиотеке Московского городского клуба туристов не появилось.

Дубненцы взялись за освоение новых маршрутов в Карелии с 1996 года. Нами пройдены и описаны Тавайоки, Кутсайоки, Гирвас, Печа, Писта и в прошлом году открыта красивая река Тавойоки с порогами высшей категории трудности.

В 1999 году открытый на реке Тавойоки каскад порогов назван Дубненским, а красивейший порог с водопадом назван М.Г. Мещеряков. Отчет о походе прошел экспертизу при поступлении на чемпионат России по водному туризму, и теперь это название никто оспаривать не может. Таким образом туристы готовились к 90-летию М.Г. Мещерякова.

Экспедиция "Карелия-2000" была посвящена этому замечательному событию. 20 туристов на 8 судах прошли 176 км по рекам Войница, Куржма и Охта, преодолев 46 препятствий от второй до шестой категории трудности.

Поскольку до выезда на маршрут получить пропуск в пограничную зону не удалось (предполагалось это решать на месте), то пришлось довольствоваться сплавом по Куржме и Войнице от “системы”, представляющей собой инженерное заградительное сооружение в виде контрольно-следовой полосы, забора из колючей проволоки и разными прибамбасами. Дорога из Калевалы, ведущая в Финляндию, упирается в ворота “системы”. На воротах замок, а ключ у сержанта. Вот отсюда и пошло крылатое выражение “граница на замке”.

Именно поэтому нам пришлось довольствоваться укороченным маршрутом сплава от озера Шари и через нижние пороги Войницы, обозначенные на карте: Коко, Тухка, Тайвал и Войницкий. В который раз маршрут приходилось начинать прохождением порогов высшей категории трудности. К тому же Тухта – двухступенчатый водопад, на поклон к которому приезжают из Финляндии. Безымянным порогам мы дали название “Московий” (высшая категория трудности), надеясь, что так назовут 116-й химический элемент в таблице Д.И. Менделеева, пороги третьей категории трудности – “Дубна” и “Мартынов”. За “системой” остались непройденные безымянные пороги.

Серия порогов, образованная в месте прорыва через горные породы, расположена компактно. А потом – скучное подобие реки Дубны и озеро Верхнее Куйто. Под этим впечатлением скептики пророчили подобное и для реки Куржмы: “Стоит ли из-за каких-то двух порогов тащиться за 30 километров и строить заново катамараны?”. Было решено за полтора суток пройти эти километры или уйти с реки, благо дорога близко.

Алексей Булах с Ксенией Костюченко на надувной байдарке “Егерь”, Юра Кирюхин и Лена Грановская (московский экипаж) на двухместном катамаране и я в качестве фотокора и играющего тренера забросились до “системы” на Куржме. На воду встали в 17 часов и шли до 21 часа. Безымянный 300-метровый порог четвертой категории трудности окрестили “Дубний”, порог попроще – “Ксюша”, а каскад из пяти порогов на 2,5 км – украшение маршрута, назвали Дубненским.

Кульминация каскада – порог Академик с прямым сужением в монолите горных пород в виде желоба заканчивался трехметровым водопадом. Я страховал и фотографировал прохождение экипажей. Зрелище захватывает и волнует. Вот катамаран появляется, ускоряется и растет в размерах, где-то над водопадом, потом укладывается в падающий поток и уходит под воду...

Ниже водопада река врезается в хребет, образуя каньон с бомами. На крутом падении поток вскипает на хаотичной грядке камней, через 350 метров мощным водоскатом устремляется между бомами, образуя заводь, где можно причалить и передохнуть. Заканчивается каскад порогом ВПВ (Все прошедшие – воссияйте!).

Небо заволокло тучами, заморосило. В каньоне в 20 часов было сумеречно и неуютно. На последнем пороге юлили на катамаране втроем, так что завершили прохождение все одинаково мокрые и счастливые.

Наутро я отправился на разведку и, обнаружив железобетонный мост, посчитал, что мы почти у порога Хирви (Лось). Смущало, что справа впадает полноводный поток, что явно не соответствовало карте. День начинался солнечно, у нас в запасе 10 часов ходового времени, поэтому мои сомнения не вызвали сочувствия. Прорвемся!

Куржма еще некоторое время шустро уходила под гору, а потом начались меандры с красивыми прибрежными лесами. От обилия такой красоты пресыщаешься и от скуки засыпаешь за рулем (двое гребли, один рулил). С великой радостью встретили сигнальный порожек, после которого появились все признаки пятерочного порога. Посмотрели – идется. На прохождение остался последний кадр в фотоаппарате. Удалось в кадр поймать и байдарку и катамаран вместе. Наше подпорожья возник веселый перекат, но это уже в счет не идет...

На 150 метрах поток падал метров на 6, причем кульминация с перепадом метра в три – косой слив с плит. Поскольку сложные пороги на Войнице мы проходили усиленным экипажем вместе с Леной и Юрой на четырехместном катамаране, то на двухместном управлялись легко и четко. Разгон на входе, уход по струе через плиты по водоскату с заныриванием, и мы в подпорожьи – в большой каменной чаше.

Экипаж “Егеря” уверенно шел по всем порогам. Кто бы мог подумать, что Ксюша, изящная девочка, занимающаяся балетом, овладеет техникой укрощения грозных порогов и водопадов! Здесь они с Алексеем чистенько зашли в порог и аккуратно вписались в проход между бурунами у камней. Это был последний порог на Кужме. Выше “системы” остался каньон с 20-метровым водопадом и каскадами порогов.

Далее, до озера, был плесовый участок. На озере пришлось обратиться к карте – очень уж сильно оно заросло. Определились с ориентирами, и Лена, песенная энциклопедия, вспомнила оптимистичные песни из советских фильмов. Было решено при подходе к нашей стоянке спеть песню полярников и “Простор голубой, волна за кормой. Гордо реет над нами флаг отчизны родной!”.

Поселок Войница – замечательный медвежий угол. Здесь есть электричество, один магазин; образован он несколькими хуторами, да военным городком. Есть один телефон с ручным приводом “динамы”, но вот уже неделю безмолствующий. Военные тоже не избалованы техническим прогрессом. Если бы не их “Урал” – тащиться бы нам до моста на автостраде и голосовать.

Наш лагерь в Войнице раскинулся возле руин моста через залив озера. Встреча была радостной, и наше возбуждение передалось всем. Наташа, Роман и Алексей попросили разрешения пройти на катамаране “Магриб” пороги Кужмы тоже в режиме “экстрим”.

Подвернулись “Жигули”, и они с контрольным временам до 12 часов завтра исчезли в сумерках. Наутро господствовал полный туман. Этого еще недоставало для экстремистов!

В нашем лагере после мозгового штурма решили заплатить 3000 рублей за “Урал” и уехать на Сигзоеро, чтобы по Вермасручью выйти на Среднюю Охту. Наша троица экстремистов выбежала к дороге в назначенное время, была принята на “Урал”, и мы, счастливые, мчались в Калевалу и, далее, до 51 километра, а там уж по грунтовым дорогам – до Сигозера. Здесь поблуждали, пытались найти вытекающий из озера ручей в Среднюю Охту. Около часа потратили на его поиски по болотистым дорогам и остановились там, где все нормальные люди. Места здесь сырые, и лучше стоять на самом берегу озера. При разгрузке началась дождь, но был не в силах испортить боевого настроения.

Вермасручей протекал в 200 метрах. Катамараны резво собрали из привезенных заготовок, а вечером и баня подоспела. Все было прекрасно. Народ бодрствовал и пел допоздна.

Вермасручей жутко петляет по заболоченной пойме, местами зарос кустами, а в лесу забит топляками и корягами. В экспрессе “Дубна” при возвращении из похода мы встретили москвича, который рассказал, что они две недели назад прорубались через завалы Вермасручья. Спасибо ребятам, удружили. На стрелке с Охтой отобедали и поймали щуку. Дальнейший путь по неспешной воде разнообразили валунные, моренные отложения. Вначале это казалось красивым, но быстро прискучило. Порог Кехань запомнился колупанием на крупновалунной мели на выходе. Пришлось даже проводить катамараны.

На ночлег после знатного базара остановились на мысу. Здесь два добротных дома. Хозяев не было, но из надписей и записей следовало, что здесь торгуют сладострастием туристов – пивом, водкой и колониальными товарами. В сенцах дома была книга общения. Последняя запись недельной давности гласила, что туристы накормили отощавшую кошку колбасой. Мы этой кошки уже не видели.

Из порогов на Охте достойны упоминания Хэмег, Кивиристи, Тютерин и Охта. После прекращения лесоповала в 1966 году исчезли топляки в порогах, а Кивиристи, говорят, даже взрывали и он упростился. Лет 30 назад туристы на Кивиристи кончали сплав. Сейчас над Падуном ярмарка тщеславия – здесь заявляют, из какого города туристы и сколько раз прошли Падун. Есть и скорбное напоминание – в 1988 году здесь погибла Марина Сироткина из Нравы. Скорбное призвание к благоразумию некоторые туристы принимают к руководству и обносят порог, но иным хочется пройти его сходу. В принципе по низкой воде можно проходить без разведки все охтинские пороги, только надо ли?

В подтверждение этому Юра Кирюхин слетел с катамарана в пороге Охта. А всего-то потому, что Лена отклонилась в сливе и пнула его веслом в плечо. Он плюхнулся в воду, но потом быстренько с ее помощью занял свое капитанское место. Замечено, что при удачном прохождении сложных порогов возникает этакое чувство гордыни и самоуверенности. Очень полезно иметь пессимистов, которые уравновешивают такие позывы.

Сказка трех рек оказалась интересной в познавательном и спортивном отношении, а маршрут – хорошей пятеркой. Для молодых туристов здесь было чему поучиться.

Павел Колесов смонтировал видеофильм, отпечатал более 200 фотоснимков и уже высказал свой прогноз на первопрохождение в новом веке.

А. ЗЛОБИН, председатель правления Дубненского городского клуба туристов.

Отмечая 27 сентября Всемирный день туризма, туристы Дубны подводят итоги летнего сезона. Из одиннадцати туристских групп одна была на Кавказе, три – на Киржаче и Клязьме и 8 – в Карелии.

В 2000 году юные туристы закончили школу и стали студентами. Поздравляем студентов Сережу Бакаева, Сашу Любимцева и Аню Сумбаеву с началом нового жизненного этапа. Успехов вам, здоровья и счастья!

Выезды на Созь и Великое озеро на байдарках запланированы на 7 и 22 сентября, на 5 октября с традиционной программой. Запись у активистов клуба туристов, как обычно.

27 сентября в Доме ученых состоится вечер туристов. В программе просмотр видеофильмов, информация о пройденных маршрутах, литературная страница (А.Д. Злобин).

Итоговый вечер туристов запланирован на 2 декабря.