Тверское село Медное известно многим польским сотрудникам ОИЯИ, достаточно долго живущим в Дубне. С недавнего времени оно так же, как и Катынь, печально известно и в Польше. О раскопках на месте массового захоронения расстрелянных польских полицейских и пограничников, и ходе строительства мемориального комплекса наша газета дважды (№41,94 г., №36, 99 г.) рассказывала. Второго сентября, в год 60-летия расстрела польских офицеров и гражданских лиц, в Медном состоялось торжественное открытие первой очереди государственного мемориального комплекса жертвам репрессий. В церемонии приняла участие группа польских сотрудников ОИЯИ, которую возглавил руководитель польского землячества Владислав Хмельовски.

Таким многолюдным этот сосновый лес, наверное, еще никогда не был - серо-голубые формы польских полицейских, защитного цвета - пограничников, разноцветье форм польских скаутов-харцеров. Сотни и сотни людей - пожилые поляки, дети и родственники расстрелянных, приехавшие для участия в этом событии специальным поездом из Польши, немалое количество польских и российских официальных лиц, генералитет польской полиции, представители высшего католического, православного и мусульманского духовенства, ветераны полиции и Войска Польского, молодежь, представители российских вооруженных сил, тверяне разных поколений, многочисленные представители средств массовой информации Польши и России.

Эта надпись на польском языке выложена светлым металлом по черной брусчатке дорожки входа на польскую часть мемориального комплекса. И почти незаметные, сливающиеся с мокрыми после утреннего тумана стволами сосен высокие, семиметровые темные кресты. Их двадцать шесть: над каждой "ямой смерти" - местом массового захоронения и один большой центральный крест, увитый красно-белой лентой.

По периметру кладбища вьется лента чугунных плиток-надгробий с именами, а на многих из них и указанными городом, частью и званием погибшего, и двумя датами: таким несовпадающим годом рождения - 1891, 1914, 1895, 1906 и другие, и неотвратимо одинаковым годом смерти - 1940. Лента, шириною в шесть имен, тянется на многие десятки метров - на плитках более шести тысяч имен. На многих плитках лежат цветы, горят свечи и лампадки, установлены флажки, портреты-фотографии, и изредка, - открытки-листовки с надписью "Простите нас поляки!". А пожилые поляки с цветами и свечами все идут, напряженно вглядываясь в рельефы фамилий, в поисках родной...

Короткой - возложение венков, оружейный салют и российский гимн - была церемония открытия российской части кладбища, на которой воздвигнут большой памятный камень, с лежащим в его подножии каменным крестом, установлены витрины с историческими документами и свидетельствами тех страшных событий.

Торжественная церемония открытия польской части мемориала началась с внесения знамен полицейских и военных частей различных городов Польши. Почетным караулом войск президентской гвардии был встречен премьер-министр Республики Польша Ежи Бузек. Польский военный оркестр исполнил государственные гимны Польши и России. Началась месса, в ходе которой молитвы читались не только на польском, но и на русском и арабском языках. Проводивший службу главный священник Войска Польского епископ Глудзь в своем обращении к собравшимся на русском языке отметил, что здесь пролита кровь людей разного вероисповедания - католиков, православных, лютеран и мусульман, граждан двух разных государств, встретивших один конец. Месяц назад подобное богослужение было отслужено в Катыни. Два эти события, по мнению ксендза, сплотят наши народы, ведь мы здесь собрались не для того, чтобы сыпать соль на раны, а чтобы строить наше будущее, будущее государств единой Европы. Пусть все, невинно погибшие здесь, будут приняты в царство небесное, а мы будем учиться тому, чтобы не повторилось прошлое, чтобы мы новыми людьми входили в третье тысячелетие.

Под звуки колокола, гул которого идет из-под земли, символизируя души погибших, территория мемориала была освящена.

С большим вниманием собравшиеся выслушали речь премьер-министра Польши Ежи Бузека. В своем выступлении министр внутренних дел России В. Б. Рушайло отдал дань памяти всем погибшим здесь: более шести тысячам поляков и свыше девяти тысячам россиян. Открытие мемориала жертвам массовых репрессий он оценил как поистине историческое событие. История все расставляет на свои места, - подчеркнул Владимир Борисович, - и новые процессы, начавшиеся в начале 90-х годов в России и Польше, позволили переосмыслить наше прошлое. Сегодняшнее событие, как и недавнее в Катыни, свидетельствуют о том, что мы нашли в себе силу преодолеть давление этого прошлого. А эти скорбные места станут местами памяти и примирения.

В ходе церемонии открытия прозвучали послание президента Польши Александра Квасьневского, выступления представителей государственных и общественных организаций, вооруженных сил Польши, от имени их и ряда других организаций Польши и России было возложено множество венков и букетов. Среди них был и букет от польских сотрудников ОИЯИ. Получили участники церемонии из общественных организаций разных городов Польши, объединяющих родственников погибших в Катыни и Медном, обращение от польского землячества в ОИЯИ. В нем соотечественникам предлагается помощь в организации посещения мемориала в Медном: полная опека пребывания, начиная со встречи в Москве и до отправления обратно.

Мнение рядового участника церемонии Тадеуша Сарги (Краков, ЛНФ): Конечно, прошло уже 60 лет с момента тех событий, и погибшие здесь соотечественники – предыдущее, старшее поколение, но мы обязаны отдать им дань памяти. Это и наша история. Мы живем в Дубне много лет и давно слышали от друзей о захоронении под Калинином, но долгое время это все было закрыто. И вот, наконец-то, сегодняшнее событие... Наверное, я испытал какое-то облегчение. Я слышал сегодня мнения людей, приехавших сюда специально из Польши, что для них было очень важно участвовать в этой церемонии. Мне кажется, многие из собравшихся не поняли, что открытие мемориала - акт политический. Главное - достигнутое взаимопонимание и то, чтобы теперь общество осмыслило все случившееся и не допустило повторения прошлого. Чтобы наше будущее было более светлым.

Ольга Тарантина.
Автор иконы "Богоматерь Медного" сотрудница музея Т.А. Безручко