"Наукограды - России"


О такой поездке мечталось давно. Начало "бабьего лета". Канал имени Москвы. Общение с коллегами. Уникальные центры высоких технологий. Выдающиеся специалисты, умудряющиеся в сегодняшней, мягко говоря, непростой обстановке приносить России новую славу. И все это - в один день. И все это – благодаря Союзу развития наукоградов России и Лиге содействия оборонным предприятиям, а также другим организаторам вышеозначенного семинара во главе с Анатолием Васильевичем Долголаптевым. Главы наукоградов Подмосковья, руководители научных центров и организаций, ученые и конструкторы, более полусотни журналистов, представляющих газеты, журналы, радио и телевидение, посетили 6 сентября НПО "Энергомаш" имени Глушко и МКБ "Факел" имени Грушина в Химках, Учебно-экспериментальный центр МГТУ имени Баумана в поселке Орево Дмитровского района, обсудили на борту теплохода "Христина", следовавшего по каналу имени Москвы в Дубну, многочисленные аспекты темы "Наукограды - феномен культуры и точки роста инновационной экономики России". Вчера, 7 сентября, участники семинара встретились в Дубне с руководителями города и градообразующих предприятий, познакомились с основными достопримечательностями нашего наукограда. Более подробно о встречах на семинаре мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты, а пока предлагаем вниманию читателей фрагменты интервью А. В. Долголаптева "Не выживать, а развиваться", данного редакции журнала "Муниципальный мир" (N 2, 2000 г.).

Евгений Молчанов

Наукограды, конечно, это наша история, поскольку именно там фундаментальная наука экспериментальной своей частью была блестяще развернута в 40-50-е годы. Чуть позже появились чисто академические города, такие, как Троицк, Черноголовка, Пущино, и в настоящее время они – наиболее сохранившиеся с точки зрения наличия кадров высокой квалификации. И в то же время это, конечно, будущее. Только в этих городах сегодня проживает больше 2 млн. человек, и средний уровень образования там фантастически высок. Где 30, а где и 50 процентов людей имеют высшее образование. Не использовать их для самой высококвалифицированной человеческой деятельности (научно-информационная деятельность в постиндустриальном обществе становится ведущим видом деятельности) – это просто преступление против нашей страны и против этих людей.

Всего наукоградов около 70 и они все разные. Дубна, Протвино, Снежинск, Северск, Саров, Обнинск и другие – это так называемые ядерные города. Многие из них закрытые. По соответствующему постановлению эти закрытые территориальные образования имели очень большие налоговые послабления. Сегодня выясняется, что эти послабления далеко не всегда шли на пользу. Возникает вопрос, как перестроить работу в этих городах. Оказывается, наш наукоградский опыт с этой точки зрения очень полезный. Надо создавать программы развития городов и, в первую очередь, наращивать инновационную деятельность – это магистральный путь их развития. Есть города авиационные, космические, электронные, биологические. Одна из задач сегодняшнего дня – побудить федеральное правительство обратить внимание на наукограды как точки развития страны.

Мы считаем, что сегодня принципы построения политики по отношению к этим городам уже сформулированы. Это заслуга Союза развития наукоградов России и мэров городов, мы очень тесно, в постоянном рабочем процессе выработали эти принципы. Первый – государство в каждом из этих городов должно определить свои интересы, в том числе и стратегические. Это касается и объемов государственного заказа, в том числе перспективного. И гарантий на выполнение.

Мы добиваемся соглашений с властями федерального и регионального уровней по оставлению части налогов, передаваемых в федеральный бюджет, именно на цели инновационных проектов внутри городов и создание инфраструктур для инновационной деятельности. Необходимо также использование других ресурсов. Например, федеральной собственности, которая не задействована сегодня во многих случаях, кстати, это одна из наиболее серьезных проблем, например, во взаимоотношениях с Академией наук. Только сейчас начинаем получать первые результаты. Например, в Троицке две городские клиники – одна муниципальная, друга Академии наук – будут использоваться под инновационный центр медицинских технологи. Такие решения, на мой взгляд, очень перспективны, когда договариваются ведомства и муниципалитет. Или, например, упрощенный порядок ведения хозяйственной деятельности фирмами, занимающимися инновационной деятельностью. Это все тоже предметы договоренности, в том числе с законодательными органами, понятие специальных процедур, нормативов.

Сегодня ясно, что агентом государственной политики должен стать сам муниципалитет, то есть власти городов. При этом обязательно согласование интересов федерального уровня и уровня субъекта Федерации и муниципалитетов путем специального соглашения. В конечном итоге именно город, в первую очередь, заинтересован в своем функционировании и развитии, и именно власть должна отвечать перед населением и вышестоящими органами за реализацию этих программ. Вне всякого сомнения, мы уже получили в ряде городов уникальный социально-психологический эффект, когда городская власть, городская научно-техническая и предпринимательская элита и население уже пришли к единой позиции об основном пути развития этих городов с опорой на интеллектуальную инновационную деятельность.