Сегодня – День знаний
К новому учебному году – новые учебные реформы
29 августа в ДК “Октябрь” состоялась учительская конференция, которая ежегодно проводится в преддверии нового учебного года и больше известна под названием “августовский педсовет”. На ней обычно подводятся итоги предыдущего учебного года и определяются задачи на следующий. Мы попросили начальника Горуно Татьяну Константиновну Виноградову ответить на вопросы нашего корреспондента.
Татьяна Константиновна, последние дни августа – самые напряженные в подготовке к школьному процессу, но именно в эти дни подводятся итоги, можно делать какие-то выводы. Существует ли какое-нибудь отличие в том, как вы встречаете 2000-2001 учебный год? Что нового нас ожидает в системе образования?
В этом году, впервые за все время реформирования, мы имеем на руках четкий план реализации закона “Об утверждении федеральной программы развития образования”. В нем расписано поквартально, по месяцам, когда будет приниматься какое-то правительственное постановление. Генеральная стратегическая линия – это адаптация общего среднего образования к изменяющимся социально-экономическим условиям. Поэтому преобразования коснутся и управления, и организации школы, и содержания образования.
В 14-ти муниципальных образовательных учреждениях сегодня работает 740 основных педагогических работников. 82% общего числа - квалифицированные категории (в среднем по России этот показатель составляет 70%). В этом году в системе общего среднего образования – 70 вакансий. В основном это учителя иностранного языка, русского языка и литературы, физики, информатики, ОБЖ.
Хочется надеяться, что одним из первых законодательных документов, реализующих Программу развития образования, станут меры по повышению учителям заработной платы. Известно что-нибудь об этом?
Уже в этом году планируется усовершенствовать единую тарифную сетку, увеличить список профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет. Зарплату учителям планируется поднять до уровня средней зарплаты в машиностроительной области. Реально это означает увеличение существующих окладов в 2,5 – 3 раза.
В прошлом году в образовательных учреждениях Дубны обучалось 8796 учащихся, в том числе в негосударственных школах – 148. 99,2% школьников успешно закончили учебный год, 47% – только на “4” и “5”, 83 выпускника получили золотую или серебряную медаль. 28% всех выпускников 9-х и 11-х классов получили похвальные грамоты “За особые успехи в изучении отдельных предметов”.
Вы сказали, что одной из важных задач является изменение содержания образования. Что имеется в виду конкретно?
Прежде всего - упор на предметы гуманитарного цикла, практическая направленность всех предметов, подготовка учеников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Особенно важно – ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей. В связи с этим планируется ввести 12-летнее образование. В основном это делается для того, чтобы увеличить “среднее звено” – с 5-го по 9-й классы, - когда загрузка у школьников максимальная. Кроме этого, начальная школа теперь будет 4-годичная. Со следующего года начинается широкомасштабный эксперимент. Еще неизвестно как он будет проходить, но в Дубне это будет естественный процесс. У нас уже сейчас 50% детей обучаются в начальной школе по программе 1:4. В этом году в школах NN 1, 10, 2, 6 еще открыты классы для “семилеток”, в школе N 6 есть класс педагогической поддержки и в гимназии N 3 – класс для детей с ослабленным зрением. Этот год для нас переходный. А вот в 2002 году уже первый класс начальной школы “шестилетки” будут проходить в детском саду, по программе 1:4. Причем слово “шестилетки” – весьма условно, родители, в зависимости от своего желания, могут отдать ребенка в школу и в 6,5 лет, и в 7. Главное, что учиться в начальной школе дети будут 4 года, а первый класс – на базе детского сада.
В целом потребности образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечиваются городским бюджетом на 85% (в стране менее чем на четверть). Защищены и полностью исполняются статьи по зарплате, начислениям на зарплату, компенсация педагогам на книжно-издательскую работу. В прошлом году для гимназии N 11 приобретено оборудования на сумму 1 млн. 350 тысяч рублей. Прекрасный подарок к своему 60-летию получила школа N 2 – ремонт и реконструкция здания (городской казне это обошлось в 5,5 млн. рублей за два года). В этом году освоено 1,5 млн. рублей на ремонт кровли, ревизию отопительных систем, пищеблоков и т. д. для подготовки школ к 1 сентября. На сумму 750 тысяч рублей приобретено учебной и методической литературы, пособий, хозтоваров.
Татьяна Константиновна, будет ли изменена система финансирования школ?
Да, предполагается ввести “подушевое” финансирование. Каждый ученик, в зависимости от типа учебного заведения и формы обучения, обходится государству в определенную сумму. Эта цифра будет определена и умножена на количество учащихся в каждой конкретной школе. Это и будет ее бюджет. На деле это означает отход от расхода средств по классификации, по строгой схеме – на мягкую мебель столько-то, на пособия – столько. Теперь администрация совместно с попечительским советом будут самостоятельно решать, что именно им приобретать в первую очередь. Финансирование одной строкой означает более качественный подход к решению хозяйственных вопросов.
В нашем городе государственную аттестацию учреждения повышенного статуса имеют гимназии N 3 и N 8, лицеи N 6 и “Дубна”, в которых обучаются около 34% школьников. 20% учеников города изучают английский язык углубленно. В рамках программы “Одаренные дети” в городских предметных олимпиадах в прошлом году принимали участие 1200 учащихся, многие из них стали участниками и призерами всероссийских и областных олимпиад.
56 школьников принимали участие в научной конференции школьников города, которая проводилась второй раз.
Галина МЯЛКОВСКАЯ