JAS-2000: молодежь и наука


Joint Accelerator School (JAS) – международная ускорительная школа, которая проводится по четным годам поочередно в Европе. США, Японии и России. Я впервые участвовал в организации этой школы и был приятно удивлен, с какой ответственностью члены международного программного комитета (МПК) – А. Н. Скринский (председатель, Россия), Е. Д. Вильсон (ЦЕРН), Ш. Курокава (КЕК), С. Вай Ли (США), Е. А. Переведенцев (ИЯФ им. Будкера, Россия) – подходили к формированию программы школы. Бурные “электронные” дискуссии привели к тому, что программа несколько раз переделывалась, что было особой заботой Н. А. Токаревой. Все это сильно отличало JAS от “обычных” конференций. Не менее тщательным был отбор лекторов. От России (и ОИЯИ) в их состав вошли В. А. Байер, Н. А. Винокуров, П. В. Логачев, Е. А. Переведенцев, Д. В. Пестриков, Р. А. Салимов, А. Н. Скринский. Ю. М. Шатунов (все - ИЯФ им. Будкера), П. Ф. Белошицкий, И. Н. Мешков, Д. В. Ширков (все - ОИЯИ). Из зарубежных лабораторий были приглашены известные специалисты в “ускорительном” мире. Тематика школы, имевшая несколько художественное название – “Пучки высокого качества” (High quality beams), охватывала практически весь современный диапазон знаний о физике пучков в ускорителях высоких энергий – циклических и линейных. Рабочим языком школы был, естественно, английский.

Спектр студентов был очень широким – от довольно образованных “пост-доков” до молодых аспирантов и, даже, студентов. Представлены были все основные “ускорительные” страны. Благодаря специальному гранту ЮНЕСКО смогли приехать двое студентов из Словакии, еще трое их коллег были командированы ОИЯИ (все они - стажеры ЛЯР), по одному – из Болгарии, Индии и Бангладеш (!). От России было около 50 молодых специалистов – ВНИИЭФ (г. Саров), ИЯФ им. Будкера, ИФВЭ, ИТЭФ, ОИЯИ (гранты РФФИ, INTAS, МНТЦ, Миннауки, РАН). Мне очень понравились отношение “студентов” к занятиям, их активность, особенно на практических “уроках”. Думаю, что пройденный (не только “прослушанный”!) курс принесет реальную пользу.

Мы проводили JAS2000 той же командой, что и Международную конференцию по ускорителям высоких энергий НЕАСС 98. И я мог бы только повторить все хвалебные слова, сказанные тогда в адрес “местного оргкомитета” – Г. Д. Ширков (зам. председателя), В. В. Катрасев, Н. А. Токарева (ученый секретарь), Н. М. Докаленко, Е. Э. Ширкова, О. А. Стрекаловский, Л. В. Соболева, Т. А. Степанова. Громадную помощь оказали молодые сотрудники Института – участники школы, начиная со встречи гостей в аэропорту “Пулково” и кончая проведением экскурсий в Институте. Финансы школы надежно контролировали Г. В. Смолина и Г. А. Журавлева. Кстати, усилиями буквально всех перечисленных организаторов удалось привлечь значительное количество грантов и сделать школу самоокупаемой, заметно снизив за счет грантов размер взноса российских (включая ОИЯИ) участников.

Одним из источников покрытия расходов было привлечение туристов, в том числе зарубежных, проявивших интерес к такому путешествию. Приглашения были строго персональные, по “системе личных знакомств”. Кстати, один из таких туристов, мой старый друг, с которым вместе ходили в горы, сказал, расставаясь: “Все было организовано превосходно, не то, что турагентства, которые нас обслуживают в Москве”. Для меня это было высокой оценкой наших стараний.

...Два года назад на первом заседании МПК идея “теплоходной” конференции была встречена с энтузиазмом, который вскоре, в электронной переписке, быстро увял. Появилось много скептиков, и одним из наиболее сомневающихся в успехе такой школы был профессор Вильсон. И вот мы сидим с ним на верхней палубе, “на юте” теплохода, плавно скользящего по руслу Волго-Балта. Тихий северный вечер, небо в невообразимой расцветке предзакатного солнца, по берегам – нетронутая тайга. “Невероятно, - вздыхает Тэд, - мог ли я представить, что когда-нибудь окажусь в таких краях”...