4 августа завершает работу компьютерный лагерь, четвертый год подряд базирующийся в здании муниципальной гимназии №8.

- Международная компьютерная школа была образована в 1989 году. Основное направление ее деятельности - проектное обучение, говорит Тамара Натановна Прейзендорф, директор школы №8. - Компьютер при этом используется как инструмент, как средство...

- Смысл проектного обучения в том, чтобы научить детей анализировать, сравнивать, сопоставлять теорию с действительностью, - рассказывает Петр Дмитриевич Ширков, руководитель Международной компьютерной школы, который четвертый год подряд организовывает летний лагерь на базе школы №8. - Как правило, отношения ученика и учителя жестко регламентированы: новый материал, закрепление пройденного, контроль. Мы считаем, что ученик должен не пассивно воспринимать информацию, а действовать, добывать знания, знать, как использовать их.

Проекты самые различные. Есть "Сказка" - для самых маленьких, "Оригами" - своеобразное введение в геометрию, "Восприятие" - построение модели восприятия человеком окружающего мира, математические проекты "Фракталы" и "Ломаная", цикл "Словесность", основанный на традиционной школе русского языка и литературы. 150 ребят из Москвы, Пущино, Снежинска, Сургута, Никеля и, конечно, из Дубны выбрали себе направление по вкусу и вместе со своим руководителями учатся не только мастерить совершенно конкретные вещи или обсчитывать какие-то модели. Гораздо важнее, что знания, нередко добытые собственным трудом, не консервируются впрок, как это принято в системе среднего образования, а находят применение тут же, используются для того, чтобы пройти очередную ступень в достижении цели. Вот один из показательных примеров. Перед ребятами стояла задача - склеить воздушный шар. Было предпринято три попытки, все окончились неудачно - шар не поднялся в воздух. Тогда стало понятно, что необходимо изучать законы природы, силы, которые действуют на летающие объекты, рассчитывать конструкции с научной точки зрения. Время, потраченное на неудачные варианты, руководители не считают потерянным зря. Главное, что у детей возникла необходимость в получении каких-то знаний, законы физики они, можно сказать, открывали сами и сами же применяли их на практике.

Об одном, на мой взгляд, самом интересном проекте мне бы хотелось рассказать подробнее. Называется он "Мы строим город". В нем ребятам предлагается на территории Дубны построить виртуальное городское поселение - наукоград с минимальными дотациями, как наукограда, но при этом с максимальной самообеспеченностью. Над проектом работают "экономисты", "экологи", "сельскохозяйственники". В процессе работы, например, выяснилась интересная деталь - наш город развивается не в ту сторону, плодородные земли используются неэффективно. Вот что рассказал Володя Кона-Овдиенко из Москвы:

- Я занимаюсь составлением уравнения, которое с точностью до гектара позволит рассчитывать, какие сельскохозяйственные культуры выгоднее возделывать на этой территории. Пока мне кажется, что скорее всего это будет рожь или подсолнечник. Почему? Потому что рожь более подходит для местных почв, неприхотлива, не боится заморозков. Но она забирает из почвы много фосфора, и для того, чтобы восстановить баланс, на следующий год здесь целесообразно выращивать подсолнечник. Так что самая выгодная система для этого региона - трехполевая: рожь, подсолнечник и поле под отдых.

Галина Васильевна Касинова, преподаватель биологии в школе "Возможность", в этом проекте отвечает за экологию и природопользование.

- Дети сейчас мало интересуются такими предметами, как ботаника, биология, больше привлекает слово "компьютерный" в названии лагеря. Интересно, что когда они пришли на первое занятие, звучали фразы типа "на полях растут продукты". В процессе работы над проектом им пришлось вспомнить виды почв, названия сельскохозяйственных культур, изучить весь природный комплекс Дубны. Вот, например, Володя только что узнал, сколько стоит комбикорм, а ведь многие и слова-то такого не знают, разве что бабушки-дедушки свое хозяйство ведут. Но что меня удивляет и радует - это бережное отношение к природе. Здесь мы фирму открывать не будем, говорят дети, потому что рядом река и отходы могут отравить воду, в Ратминский бор экскурсии будут только организованные, потому что заповедная зона, и так далее. Мне иногда хочется им подсказать, поправить, помочь, но гораздо важнее, чтобы они сами нашли ошибку, поэтому я подсказываю лишь направление пути, по которому можно прийти к правильному решению.

В этом году треть ассистентско-преподавательского состава представлена бывшими учениками компьютерной школы. Теперь это аспиранты, студенты московских и российских вузов. Среди них - "соросовский" аспирант химфака МГУ Иван Неретин, который руководит проектом "Фракталы".

- В компьютерной школе я участвую с 1991 года. Здесь я познакомился с преподавателями химфака, хотя сейчас трудно сказать, именно ли школа повлияла на то, что я поступил на этот факультет. Самое главное отличие от общеобразовательной школы - познание, не ограниченное рамками программы, а процесс работы над исследовательскими проектами. Это развивает другой подход к получению знаний.

Некоторые преподаватели работают здесь во время своего отпуска, причем, бесплатно. Значит, есть для них в этом нечто привлекательное, что заставляет вместо того, чтобы отдохнуть, отрешиться от школьного гама и суеты, от расписанной по минутам школьной жизни, вновь окунуться в мир детей - любознательных, непоседливых, шумных.

- Меня привлекает здесь общение с людьми, а люди встречаются очень интересные, - говорит учитель физики и информатики из Пущино, Олег Олегович Алексеев.

С 1995 года в Сургуте при поддержке местного Департамента образования прошли эксперименты - обучение по проектной системе в рамках общеобразовательного процесса. Практика показала, что усвоение знаний, предусмотренных госстандартами, остается при этом на хорошем уровне. Разница вся в том, что у ребят развивается интерес к познанию, педагоги это называют мотивацией учения, появляется творческий подход.

- Хочу привести вам один пример. Несколько лет назад подобный лагерь проходил у нас, в Пущино, - продолжает свой рассказ Олег Олегович. Приехали к нам ребята из Никеля, и был среди них один, чувствуется, без стимула к учебе, без стремлений, учился на тройки. И вот, после того, как он побывал у нас в лагере, приходит письмо от его преподавателя - первую четверть заканчивает почти на "отлично", а сам говорит: "Теперь я знаю, зачем мне нужны знания!" К сожалению, наша школа консервативна, и сделать то, что сделано, скажем, в Сургуте не всем по силам. Но я надеюсь, что и в Пущино мы когда-нибудь введем проектное обучение.

Надейтесь. А пока эстафету новаторства подхватила Дубна. Управление народного образования города разрешило проведение эксперимента в школе №8. Со следующего года решено в четвертых и шестых классах ввести так называемый День проекта. Предположительно, в качестве стартовых будут использоваться уже опробованные в Сургуте образовательные технологии "Архитектурная Русь", "Оригами", "Сказка". Параллельно ведется работа по обновлению компьютерного парка школы, некогда самого представительного в городской общеобразовательной системе.

Галина Мялковская