Подвижный отражатель переехал!

Операция завершилась в 12 часов 8 минут. 7 июля отработавший подвижный отражатель реактора ИБР-2 был успешно перемещен из одного каньона-хранилища в другой.

Чтобы освободить место в хранилище реакторного зала для третьего подвижного отражателя, который будет заменен в процессе модернизации реактора, первый ПО было необходимо переместить в соседний каньон. Подготовка к этой операции велась два года. В КБ ЛНФ и НИКИЭТ были сконструированы, а мастерских лаборатории изготовлены специальные траверсы, необходимые для транспортировки отражателя с помощью мостового крана. В прошлом году совместно со специалистами ВНИИЭФ (Саров) с помощью взрывной технологии была обрезана вся система трубопроводов, оснащавших отражатель. И, наконец, заключительный этап.

- Михална! - подается снизу команда крановщице Нине Михайловне Чистяковой, и начинаются непростые манипуляции со специальными стропами, которые рассчитаны на вдвое больший, чем у отражателя, вес. После часовой напряженной работы бригады рабочих и ювелирных действий крановщицы все подъемные устройства - стропы и траверсы - закреплены на отражателе. Первая попытка поднять его заканчивается неудачей, отражатель не сходит с фиксаторов тележки, на которой он перемещается по каньону. Тут же у каньона проводится мини-совещание, делаются попытки "освободиться" от тележки разными способами, но желаемого результата они не дают. Решает проблему ручной домкрат, и в 11.35 двадцатитонная махина отражателя всплывает над тележкой, а затем и над каньоном.

У всех, на мой взгляд, перехватывает дыхание. У всех, кроме рабочих, продолжающих напряженно контролировать перемещение отражателя вспомогательными тросами и специальными крюками, и крановщицы, бережно и аккуратно доставившей радиоактивного жильца в новое хранилище. В 12.08, когда отражатель "приземлился" на новом месте, - общий вздох облегчения...

Звучат поздравления, обмен рукопожатиями, слова благодарности всем от контролировавших весь ход операции главного инженера ЛНФ В. Д. Ананьева, заместителя главного инженера ИБР-2 А. И. Бабаева, начальника механо-технологического отдела ЛНФ А. А. Белякова. Наконец, завершение - траверсы и тросы с отражателя сняты, подняты, сложены, и - фотография основных участников на память: слева направо сидят - В.С. Гаврилов, В.А. Комиссарчиков, Н.М. Чистякова, А.Ф. Зацепин, Г. П. Панков, стоят - А.А. Беляков, С.В. Куликов, Е.Б. Титов. Также в работах участвовал Н.А. Шилин, постоянный дозиметрический контроль персонала, каньона и отражателя вели бригада дозиметристов во главе с С. В. Куликовым.

- Как прошла работа? Одно слово - волнительно! - отвечает на мой вопрос В. Д. Ананьев. - Два года подготовки и два часа работы. Все прошло нормально.

А вот впечатления рядовых исполнителей, они же - главные герои события:

Рабочий В. А. Комиссарчиков: Конечно, мы волновались, потому что работа ответственная и довольно тяжелая. К тому же связанная с радиационной опасностью. Хорошо, что удалось сходу решить проблему с тележкой, немного помогли штатным механизмам, которые еще 25 лет назад работали и сработали и сегодня. Конечно, операция уникальная.

Руководитель работ А. Ф. Зацепин: Ребята работали хорошо, с полной отдачей, работа была напряженная. Была проведена длительная подготовка, но, как часто бывает, все сделать без сучка, без задоринки не получилось. Но в результате мы выполнили свою задачу.

Крановщица Н. М. Чистякова: Знаете, особого волнения не испытывала, обыкновенная работа. Я ведь уже 20 лет на кране работаю, начала еще на башенном на строительстве ИБР-2, потом перешла работать на мостовой в реакторном зале. Все как всегда...

Наверное, это профессиональная черта всех ибровцев - оценивать любую свою работу, как обычную, рядовую. А, как правило, многое из того, что делается на уникальном, подчеркнем, реакторе, аналогов не имеет.

О. Тарантина