Кто поддержит
традиции?
(Поздравления и... размышления)
В середине июня правлением Международной Соросовской программы образования в области точных наук (ISSEP) были подведены итоги VI конкурса “Соросовский учитель”. Напомним, что в отличие от иных конкурсов претенденты на это почетное звание отбираются не по заявкам, не по представляемым ими (или на них) справкам и документам и не экспертными советами, а своеобразным голосованием – путем массового опроса студентов сотен российских вузов, повлиять на результаты которого могут лишь эффективность труда преподавателей и благодарная память их учеников. Многоступенчатая система обработки анкет позволяет из десятков тысяч названных имен выделить в конечном итоге учителей с наиболее высоким рейтингом.
Отметим также ужесточение условий нынешнего отбора – по сравнению с I конкурсом, стартовавшим шесть лет назад, число вузов, в которых проводилось анкетирование, выросло в 2,5 раза, количество опрашиваемых студентов – в 4 раза, а “призовых” мест стало вдвое меньше из-за сокращения финансирования программы. Добавьте к этому заметный подъем конкурса в вузы и, как следствие, резко выросшие требования к абитуриентам.
Тем более отрадно сообщить, что несмотря на все трудности и беспрецедентно обострившуюся конкуренцию, дубненские преподаватели оказались на высоте, заняв в этом году 6 лауреатских позиций (больше, чем в двух последних конкурсах вместе взятых). Звание “Соросовский учитель” было присуждено: Анне Леонидовне Аргуновой – преподавателю математики лицея “Дубна”; Людмиле Константиновне Даниловой – преподавателю математики лицея N 6 и подготовительных курсов МГУ; Зинаиде Викторовне Исаковой – преподавателю химии лицея N 6 и подготовительных курсов МГУ; Александру Анатольевичу Леоновичу – преподавателю физики лицея N 6 и подготовительных курсов МГУ; Ивану Алексеевичу Ломаченкову – преподавателю физики лицея “Дубна” и подготовительных курсов МИФИ; Людмиле Викторовне Перелыгиной – преподавателю биологии лицея “Дубна” и подготовительных курсов МГУ.
Впервые заслужили признания Л. К. Данилова и И. А. Ломаченков, второй раз – А. Л. Аргунова, трижды удостоились престижного звания З. В. Исакова, Л. В. Перелыгина и А. А. Леонович.
Несомненно, этот список мог бы расшириться, если бы наши ветераны образования, составившие большую часть победителей еще первого конкурса, не вышли на пенсию или существенно не сократили педагогическую нагрузку. Также бросается в глаза, что шесть лет назад лауреатами были представители шести средних школ города, а сегодня – только двух. Наводит на тревожные размышления и тот факт, что все первые Соросовские учителя Дубны штатно трудились в школах. Ныне же половина победителей конкурса умудряется совмещать успешное преподавание любимых предметов с напряженной основной работой. И практически все они заняты интенсивной научной, творческой, организационной деятельностью. Представляет ли читатель, в режиме каких перегрузок им приходится трудиться и на сколько еще хватит их сил? В свете сказанного резонно звучит публично заданный недавно вопросы мэра Дубны: кто в ближайшие годы придет на смену этому поколению учителей? Действительно, кто поддержит завтра славные традиции нашего педагогического корпуса?
Обращает на себя внимание еще одна тенденция, явно подтверждаемая приведенным списком лауреатов, - смещение центра тяжести довузовской подготовки учащихся за пределы школы. Здесь в первую очередь надо отдать должное руководству подготовительных курсов МГУ, которое сумело вовремя ввести это стихийное устремление в организованное русло и, проявляя истинно университетский подход, привлечь лучших преподавателей широкого спектра дисциплин к работе со школьниками всего города. Небольшой коллектив этого своеобычного образовательного центра обеспечил сотням дубненских абитуриентов благоприятные условия для успешного овладения знаниями и обретения возможности продолжить обучение в вузах и разного уровня, и разного профиля. Результат – налицо.
Поздравляем лауреатов конкурса и всех, кто помогал им добиться столь высоких и значимых для нашего города успехов. Пожелаем им здоровья и новых достижений на нелегком, но благородном педагогическом поприще!
А. Александров