“Физика и детекторы на LHC”


30 июня завершил работу Международный симпозиум “Физика и детекторы на LHC”. В течение трех дней участники ряда крупнейших научных коллабораций мира напряженно работали – заслушивали и обсуждали доклады, согласовывали действия, отрабатывали единые подходы к решению общей грандиозной задачи – проведению исследований на уникальном коллайдере LHC. И если в первый день работы директор ЦЕРН по исследованиям, отвечающий за проект LHC, профессор Р. Кэшмор только выразил надежду на успех симпозиума, то в завершающий день в интервью нашей газете он сказал следующее:

- Симпозиум прошел отлично. Было невероятно важно и полезно побеседовать об экспериментах на LHC и о самом ускорителе. Мы никогда не имели встречи, подобной этой; в течение многих лет не было такого масштабного собрания ученых. Это замечательная возможность для многих экспериментаторов послушать друг друга, кроме того, вне стен аудитории было много очень интересных разговоров, контактов, вопросов – и это тоже очень существенная составляющая симпозиума.

Профессор Р. Кэшмор поделился впечатлениями от увиденного в лабораториях и подразделениях ОИЯИ, непосредственно на рабочих участках, где идет изготовление и сборка оборудования и аппаратуры для LHC:

- На некоторых участках производство только-только начинается, на других – идет полным ходом. Самая главная проблема для нас в предстоящие два года, чтобы высокие темпы производства детекторов выдерживались в соответствии с проектными заданиями, поскольку сам проект LHC имеет очень жесткую программу. Создание некоторых детекторов, например, тех, за которые отвечает Юлиан Будагов, очень сильно продвинулось и идет с большим опережением – это модули адронного калориметра (одна треть из них уже отправлена в ЦЕРН). Все остальные изделия – это так называемые “соломенные” трубки, мюонные камеры, жидкоаргонные калориметры – они все тоже должны выполняться на своих сборочных линиях по графику, в рамках общей программы.

Совершенно очевидно, что Дубна играет огромную роль в проекте LHC. Подобные сборочные линии и производственные участки организованы также в других частях мира, других научных лабораториях, и Дубна должна работать в том же темпе, что и остальные. Ближайшие полгода покажут, как все происходит на самом деле, но пока в ОИЯИ все идет по графику. Главная трудность в управлении проектом – это синхронизация, согласованность во всем. Поступление заготовок, полуфабрикатов должно быть точным – и по технической спецификации и по срокам. Поэтому на каждом партнере лежит огромная ответственность за правильность и точность его работы.

Если на каждом участнике проекта лежит такая ответственность, то на вас, руководителе, - еще большая. Что вам помогает?

Самое приятное и важное, что сооружение коллайдера идет. Энтузиазм в этом деле дает мне силы. Кроме того, я хочу, как и все участники научной программы, видеть результаты LHC – это тоже стимул!

Как вы оцениваете вклад ученых ОИЯИ, ваших российских коллег?

Качество ваших ученых – высочайшее, и роль их в программе LHC огромна. Мы высоко ценим ученых ОИЯИ, и западные коллеги способствуют тому, чтобы они получали финансовую поддержку в виде грантов, например, МНТЦ, ИНТАС и других. Кроме того, ученые России и ОИЯИ, работающие по программе LHC, включают в свои группы молодежь. Это очень важно, так как в LHC привлекаются самые передовые технологии и достижения науки. И все это вместе позволяет поддерживать и развивать фундаментальные исследования.

Участники международного симпозиума "Физика и детекторы на LHC" посетили ряд производственных участков в лабораториях ОИЯИ, где активно ведется сборка детекторов и другого оборудования, предназначенного для экспериментов на крупнейшем ускорителе мира.

Надежда КАВАЛЕРОВА
Фото Юрия ТУМАНОВА