Коллектив и его дело


Такого кабинета начальника я, признаться, не видела за всю свою журналистскую практику. Диван, приставные столы и сам хозяйский стол, полки, пол, стулья покрыты слоем коробочек и полиэтиленовых пакетов вперемешку с дискетами и "сидюками", инструментами и деталями неизвестного мне назначения...

- Теперь я, кажется, понимаю, чем занимается ваш отдел.

- И чем же?

- Ремонтом компьютеров...

Передо мной на вращающемся стуле сидит молодой (да, определенно, молодой) человек. Одна рука пасет на коврике компьютерную “мышь”, другая держит телефон. Под клетчатой ковбойкой - обыкновенная футболка. Короткая стрижка. Пристальный, чуть насмешливый взгляд. Начальник КИПа - Владимир Карамышев.

- Я в институтской газете работаю недавно, - представляюсь я, пытаясь вклиниться между телефонными звонками, визитами секретаря и сотрудников. - Хожу, знакомлюсь, собираю материал.

- И что?

- Многие отказываются от публикаций, а вы нет.

- А что нам отказываться? Скрывать нечего, все вам расскажем, все покажем. Вот, запишите такую фразу: "Мы занимаемся метрологическим обслуживанием и ремонтом электроизмерительных приборов, а также сервисом персональной вычислительной техники и копировальных аппаратов".

- Записала. Это все?

- Да.

Пожалуй, с этой довольно продолжительной паузы и началось по-настоящему наше знакомство.

Оказывается, в последние годы объем работы в пересчете на каждого "киповца" не только не сократился, но, наоборот, возрос. Казалось бы, сокращение научной тематики должно было соответственно уменьшить потребность технического оснащения, поскольку часть базовых установок простаивает, закрыты некоторые эксперименты. Но парк измерительной техники практически не обновляется и стремительно стареет. 70 процентов всех приборов (а их в институте около 10 тысяч) имеют возраст старше 30 лет. Ремонт фактически превращается в реставрацию. В итоге коллектив, который был в свое время сокращен на две трети, стал незаменимым, а ремонтники - самыми нужными людьми, забрав приоритеты у снабженцев. Только не всегда ученые вспоминают об этом вовремя.

На практике это выглядит примерно так. По мере необходимости экспериментаторы достают с полки какой-нибудь измерительный прибор, который стоял там неизвестно сколько лет. Стирают пыль, снимают паутину, включают в сеть. За время хранения, естественно, портятся провода, из-за пыли ухудшается теплообмен - прибор, если и проработает немного, все равно скоро выходит из строя. И тут бы самое время нести его в КИП. Но зачем тратить время, если есть своя голова на плечах! Сняли панель, пощелкали тумблерами. Предохранители? Ага, сгорели. Поменяем... Треск, искры... - взрыв! Вот теперь можно и к Карамышеву везти.

- Зачастую, прежде чем приступить к ремонту, мы выгребаем из приборов следы пребывания в них мышей, тараканов, пауков, очищаем от пыли и сора. В советские времена измерительная техника закупалась в союзных республиках - в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Параллельно велись централизованные закупки запчастей через отделы снабжения. А сейчас бегаем сами по Митинскому рынку, ищем необходимые детали. Естественно, ремонт затягивается. Выручает то, что специалисты у нас - классные. Замены им нет, и таких в Институте уже не будет (молодежь ведь на такие зарплаты не пойдет). Некоторые сотрудники работают по тридцать лет. Даже трудно кого-то выделить. Например, Николай Комаров занимается осциллографией, Вера Карнаухова – частотомерами. Да вот вам полный список, 21 человек, переписывайте всех подряд, каждый работник по-своему уникален.

Появление ЭВМ и "персоналок" качественно изменило требования к ремонтникам. Сейчас мало умения заменить деталь, нужны более глубокие знания операционных систем, прикладных программ. Еще сложнее в обслуживании копировальная техника, где в комплексе задействованы механические, оптические и электронные устройства. Поэтому знания и навыки - еще полдела. Главное - интуиция и соответствующая психология.

- У нас пробовали работать электронщики-разработчики. Но у них совершенно другой подход. Они могут что-то разработать, создать, но здесь этого не требуется. Вчера осциллограф, например, работал, а сегодня - нет. И уже нет времени его изучать, смотреть, какие он выдает сигналы. Надо быстро, скорее, на интуитивном уровне найти поломку и устранить ее. Происходит деление на два: на функционирующую часть и предполагаемую неисправность. Работающая часть как бы отсекается, оставшаяся вновь делится на два и так далее, пока не будет установлена причина. Наша работа сродни медицинской. Для успешного лечения надо поставить правильный диагноз. Так что, интуиция - прежде всего, плюс интеллект, плюс хорошие руки. Специалист-ремонтник воспитывается лет десять...

Ежегодно отделом контрольно-измерительных приборов ремонтируется до тысячи единиц техники. В основном, это сложные неисправности. За пять месяцев 2000 года отремонтированы 400 приборов. И если вспомнить, что за последние десять лет через входной контроль КИПа не прошел ни один новый прибор, можно констатировать – не прибор ученому друг, а тот, кто его ремонтирует.

Впрочем, мне пришла в голову парадоксальная мысль, - сказал на прощание Владимир Александрович. – В том, что приборы такие старые – виноват КИП! Каждый экспериментатор думает, что он последний работает на старых приборах. Но приходит следующий, и все повторяется: техника выходит из строя, а наши специалисты вместо того, чтобы отнести на свалку груду старого железа, превращают ее в рабочий инструмент. Хотите смейтесь, хотите – нет, но новые приборы появятся в Институте тогда, когда умрет последний “киповец”...

Галина МЯЛКОВСКАЯ