Молодежь и наука


С 9 по 11 июня на острове Липня проходила IV научная школа молодых ученых и специалистов. Мероприятие, несмотря на "молодой возраст", уже стало популярным. И свидетельство тому - преобладание желающих в нем участвовать над возможностями организаторов.

- База ОИЯИ на острове Липня может вместить 36 человек, - рассказывает Максим Назаренко, председатель Совета ОМУС. - Нам пришлось абонировать и жилой корпус, и домик Боголюбова, и помещение спасательной станции. Ставили дополнительные кровати и раскладушки. В итоге нам удалось разместить 65 человек, и еще человек 15 приезжали на определенные мероприятия. Статус "международная" мы не стали применять к школе, так как рабочий язык у нас – русский, но участниками были представители Румынии, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Узбекистана и даже Японии (страны-неучастницы ОИЯИ).

- Организация трех предыдущих школ - опыт не очень большой, хотя, наверное, определенные выводы сделать уже можно. Было ли какое-нибудь принципиальное отличие этой школы от предыдущих?

- Было. В этом году мы сократили количество лекций, ибо, как показала практика, с интересным лектором завязывается довольно длительная дискуссия. Мы считаем, что относительно свободное расписание больше отвечает научным интересам, нежели жесткий регламент и обилие тематик. Например, в пятницу, в день заезда, у нас прочитал лекцию профессор Ю. Э. Пенионжкевич, и его тема - "Экзотические ядра в области легких, средних и тяжелых элементов" - вызвала огромный интерес. Благодаря тому, что время в расписании было выделено довольно значительное, все получили возможность высказать свое мнение и выслушать собеседников.

По уровню проявленного интереса не отстала и лекция по организации национальных и региональных информационно-вычислительных центров для LHC, которой В. В. Кореньков начал следующий день занятий. Собственно, речь шла о создании системы хранения и обработки данных экспериментов на большом адронном коллайдере. Если она будет создана, то российские ученые получат прямой доступ к результатам. Поэтому и вопросы к лектору были разнообразные - и стоимость рынка услуг, и усилия ОИЯИ в этом направлении. Близка по тематике и следующая лекция - В. А. Громова - по организации системы хранения графической информации и ее каталогизации. Фотоархив ОИЯИ содержит огромное количество снимков, интерес к ним велик.

В этот же день из лекции “К-мезоны из Серпухова” профессора В. Б. Флягина слушатели узнали о результатах экспериментов по К-мезонам, а сравнение их с мировыми данными дает право утверждать – наука существует не только в Женеве или Гренобле, но и в России (а речь шла об экспериментах в Протвино) тоже можно работать и получать нормальные результаты.

11 июня мы запланировали одну лекцию - "Как получить грант". Читал ее профессор В. П. Гердт, он рассказал, чем отличается подход к научным исследованиям на Западе от нашего, прикладная наука - от фундаментальной. И, конечно, все о грантах - можно ли их получать в данной отрасли, есть ли смысл вообще это делать, как написать заявку, как отчитаться и т. д. Самое главное - молодым людям надо занять четкую позицию, что наукой в России заниматься можно, надо только не бояться вкладывать силы и средства в разные программы, получать под них гранты. Из-за обилия вопросов по этой теме нам пришлось перенести обед...

- Судя по всему, на культурную программу не оставалось много времени?

- Да, в субботу мы по уже сложившейся традиции приготовили шашлыки, общались у костра. И самое главное, даже в этой романтической обстановке говорили о физике.

- После вашего возвышенного повествования не очень хочется спускаться "с небес на землю", однако, организация – это ведь всегда непросто...

- Да, конечно. И мне хотелось бы в заключении отметить, что личное внимание Сергея Владимировича Зинкевича к вопросам организации нашей школы позволило решить большую часть проблем, связанных с организацией проживания на острове.

Галина МЯЛКОВСКАЯ