Нет ничего удивительного в том, что зарождением воднолыжного спорта Дубна обязана физикам. Но что действительно интересно - это влияние фундаментальных знаний и на мировоззрение, и на разные занятия вне стен научного учреждения, когда, зная физические законы, умея обращаться с экспериментальной аппаратурой, человек разрабатывает новые методики и приспособления, по сути дела, создавая новую отрасль прикладных исследований. Как это получилось у братьев Валерия и Юрия Нехаевских. 3 июня состоялся семинар "Научно-методическое и техническое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов. Опыт воднолыжной школы Дубны".

- Какая наука? Я никогда в жизни этим не занимался, придумано все газетчиками и телевизионщиками, - шутит Юрий Нехаевский, хотя прекрасно знает, что Ю. Ц. Оганесян, в группе которого он в свое время работал, возлагал на него определенные надежды. Но тон моего собеседника меняется, когда дело касается водных лыж. - Конечно, если бы я не знал аппаратуры, не знал, как с ней работать, ни одной бы мысли не возникло, как улучшить результаты в воднолыжном спорте.

А сделано за эти годы немало. Братья Нехаевские, изучая кинематику и динамику движения спортсмена, качественно изменили представления о положении тела при выполнении упражнений, исследовали фазовую структуру фигур, разработали устройства, позволяющие фиксировать параметры спортсмена, внедрили способы тренировки в "сухом" зале, в плавательном бассейне. В общем, по словам Валерия Куваева, начальника управления летними видами спорта Национального Олимпийского комитета (НОК) России, братьев "отличает вдумчивый, интеллектуальный подход к тренировочному процессу".

Собственно, технической стороне тренировок и был посвящен доклад юбиляров. Выступали они вместе, дополняя, подхватывая и развивая мысль друг друга. И, наверное, многие из присутствующих так же, как и я, позавидовали их слаженности и взаимопониманию. Согласитесь, нелегко найти честных и преданных сподвижников, разделяющих с тобой не только прелесть скольжения по воде в ослеплении радужных всплесков, радость побед, чемпионские лавры, но и ежедневный кропотливый труд, хождение по коридорам власти и доходящие до скандала убеждения этих властей в том, что воднолыжный спорт в городе и в России состоялся, а потому имеет право на поддержку. Как в Белоруссии, например.

Вопросы, которые обсуждались на семинаре, касались организации команд, финансирования, модернизации тренировочных устройств, изменений в правилах по воднолыжному спорту - проще говоря, специфики этого вида спорта - и поэтому вряд ли будут интересны нашим читателям. Но об одном из докладов хотелось бы упомянуть отдельно. Назывался он: "Воднолыжный спорт: предложения в программу развития Дубны как наукограда", и вот что автор, Лилия Малышева, мне рассказала:

- В России не существует комплекса подобного типа для подготовки спортсменов. И если его построить в Дубне, можно было бы привлечь иностранных спортсменов, туристов, стал бы развиваться гостиничный бизнес...

Что ж, возможно так оно и будет когда-нибудь. А пока братья Нехаевские празднуют 60-летие, за их плечами - 35 лет тренерской работы, создание воднолыжной школы, воспитание спортсменов высокого уровня, признание и в России, и в мире, награждение высшим орденом НОК РФ – Почетным знаком “За заслуги в развитии олимпийского движения в России”. Кажется, чего еще желать?

- Этим ребятам нужно просто внимание, - говорит член-корреспондент РАН Ю. Ц. Оганесян, президент федерации воднолыжного спорта г. Дубны. - Нужно, чтобы небезразлично к ним относились. Особенно это касается их коллег. Ведь спонсоры сами по себе не возбуждают в человеке желания напрягаться, стремиться к чему-то. Важнее оказывать внимание, следить, сопереживать... В первую очередь это относится к людям, которые занимаются и руководят спортом...

Однако, техника катания и взаимопонимание - не единственные слагаемые успеха. Есть еще внутренняя человеческая порядочность, терпение, умение найти ключик к тонкой, чувствительной детской душе. Словом, все то, что мы называем педагогическим талантом. Оля Травкина, которой на семинаре был вручен документ о присвоении ей звания мастера спорта, так отзывается о своих наставниках:

- Самое главное - они знают, они чувствуют каждого из нас. Знают наши характеры, знают, как подойти, как научить...

А сами Нехаевские считают, что "отношения во время тренировочного процесса должны складываться так, чтобы мы и через десять лет после расставания при встрече испытывали радость (Валерий) и могли честно смотреть друг другу в глаза (Юрий)”.

И, по всей видимости, им это удается. Во всяком случае, помимо спортивных достижений Нехаевские могут гордиться тем, что ни один из их воспитанников "не провалился по жизни, не спился, не попал на скамью подсудимых". И кто посчитает, где их роль важнее, - в становлении спортивной школы или в становлении школы духа.

Галина Мялковская