В жизни российского научного сообщества ежегодно происходит событие, которое подводит итоги деятельности академических научных учреждений и определяет пути развития российской науки. Это - годичное собрание Российской Академии наук. Очередное собрание открылось в Академии в понедельник, 22 мая, в его работе приняли участие ведущие ученые ОИЯИ - академики и члены-корреспонденты РАН. Об открытии собрания рассказал редакции главный инженер ОИЯИ член-корреспондент РАН И. Н. Мешков.

Одной из приятных церемоний собрания было вручение Большой золотой медали РАН. В этом году ее удостоены известные историки и археологи, специалисты по истории и культуре Древней Руси академик Валентин Лаврентьевич Янин и немецкий ученый профессор Вилле Мюллер.

Академик В. Л. Янин с учениками многие годы ведет раскопки в Великом Новгороде, и открытия, сделанные за последние годы в результате изучения берестяных грамот 8 – 9-го веков, заставили по-новому взглянуть на историю Древней Руси. В своем докладе на собрании он рассказал, что, как теперь выясняется, варяги-викинги, призванные “княжить и владеть нами” (Н. М. Карамзин, “История Государства Российского”), поскольку “земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет” (не правда ли, очень современно звучит?) были не более чем наемными “администраторами”, обязанными силой своей дружины обеспечивать безопасность страны, сбор податей, которые сдавались... именитым боярам, правившим реально Новгородской республикой. А основатели Киевского государства Аскольд и Дир бежали на юг не от Рюрикова самодержавия, а от ограничений боярской республики Великого Новгорода. Так возникли на Руси два государства – республиканское на севере и монархическое на юге (а не две монархии, по Карамзину!).

Второй лауреат, профессор Вилле Мюллер, рассказал о новых взглядах на экономические (торговые) связи Древней Руси, масштабы которых впечатляют: славяне, а через них и скандинавы, (помните – “из варягов в греки”?) торговали с Испанией, Северной Африкой, арабскими странами, Индией (еще до Афанасия Никитина!). Таково новое прочтение истории благодаря археологии.

Кстати, недавно в "Вестнике РАН" (2000, том 70, N 5 , стр. 387 - 392) под рубрикой "Наука и общество" опубликован текст выступления академика В. Л. Янина на проходившем на историческом факультете МГУ обсуждении "новой хронологии" - взглядов академика А. Т. Фоменко и его сторонников на всемирный исторический процесс. Позволю себе одну цитату из этого выступления: "Важен вопрос о читательском успехе сочинений А. Т. Фоменко. Высокий рейтинг их потребления подтверждается каждым номером "Книжного обозрения". Полагаю, что дело здесь не только в рекламной эксплуатации академического звания их главного автора. Мы живем в эпоху тотального непрофессионализма, разъедающего все сферы общества - от его властных структур до организации системы образования. От общения с абитуриентами каждый из нас выносит убийственное впечатление убогой мизерности школьных программ гуманитарного цикла... Средняя школа плодит дилетантов, полагающих, что их ущербного знания вполне достаточно, чтобы судить профессионалов... Общество, воспитанное на скандалах, припавшее к экрану телевизора, жаждет негатива и эпатажа. Оно любит фокусы Дэвида Копперфильда и Анатолия Тимофеевича Фоменко". Полагаю, что приведенная цитата дает достаточно объективный срез нашей действительности и вполне уместна в комментарии к открытию общего собрания научной элиты страны.

С отчетом о деятельности РАН на собрании выступил президент Академии Ю. А. Осипов. Примечательно, что, расставляя приоритеты работ по ядерной физике, президент первым назвал достижение нового рубежа в области сверхтяжелых ядер, высоко оценив таким образом работу коллектива ЛЯР имени Г Н. Флерова под руководством члена-корреспондента РАН Ю. Ц. Оганесяна. Он отметил, что в Дубне синтезированы три изотопа элемента 114-го элемента с массовыми числами 287, 288 и 289. Следующими были названы результаты исследований в ИЯФ СО РАН на коллайдере ВЭПП-2М по прецизионному измерению сечений рождения пионов при аннигиляции электронов и позитронов, которые позволили существенно повысить точность расчета магнитного момента мюона, что очень важно для дальнейшего развития квантовой электродинамики. В области физики нейтрино и нейтринной астрофизики президент отметил важное значение исследования потоков солнечных нейтрино на установках Баксанской нейтринной обсерватории и на Байкале (Байкальский глубоководный нейтринный телескоп). В РНЦ "Курчатовский институт", отмечалось далее в докладе, сдан в эксплуатацию источник СИ, созданный на основе накопителей, разработанных и изготовленных в ИЯФ СО РАН. И, наконец, в области астрономии и астрофизики - по измерениям на 6-метровом телескопе БТА цветов далеких галактик, обнаруженных ранее на радиотелескопе РАТАН-600, определены возраст этих звездных систем и расстояния до них.

В качестве хорошего примера применения физических приборов и методов в гуманитарных науках Ю. А. Осипов назвал исследование древнего городища в Барабинской степи с помощью чувствительных магнитометров, которое дало блестящие результаты. Он продемонстрировал снятую этим методом карту городища 8-го века до н. э. (опять-таки переворот во взглядах на хронологию развития нашей цивилизации!).

Касаясь вопросов финансирования научных исследований, Ю. А. Осипов отметил, что академический бюджет 1999 года впервые за последние годы выполнен полностью, а бюджет на 2000 год в полтора выше, чем в 99-м. Академия смогла профинансировать создание реактора ПИК на 36 миллионов рублей. К сожалению, всего лишь 10 миллионов рублей удалось выделить на строительство жилья для сотрудников, однако, есть примеры, когда эти вопросы решаются с привлечением иных средств: в том же Сибирском отделении РАН сдано около 500 квартир. Да, как писал классик, квартирный вопрос...

Говоря о стратегических задачах, и проблемах, стоящих перед академической наукой, президент РАН подчеркнул прежде всего необходимость развития интеграционных процессов - как в области фундаментальных исследований и образования, так и в самих фундаментальных науках. Одной из важнейших проблем Академия считает сегодня обеспечение национальной, государственной поддержки способных молодых ученых - без этого у страны нет будущего. Академические институты, как и во всех цивилизованных странах, конечно, должны в первую очередь финансироваться государством. Однако не надо забывать и о дополнительных возможностях привлечения финансовых средств, живой связи с практикой, производством. Правда, предостерег Ю. А. Осипов, есть опасность перерождения научно-хозрасчетных подразделений, созданных для подпитки фундаментальных исследований, в организации откровенно ненаучного профиля. С начала 90-х годов финансирование академической науки снизилось в 8 раз, Если новый Налоговый кодекс будет принят в том виде, как он подан сегодня в Думу Академия 40 процентов своего нынешнего бюджета будет отдавать в виде налоговых отчислений за землю, здания и т.п. Конечно, в такой ситуации развивать научные исследования в стране едва ли возможно.

На собрании выступил Президент РФ В. В. Путин. Прежде всего он отметил, что руководство страны намерено поддерживать Российскую Академию наук, которой за прошедшее десятилетие нанесен мощный удар. И последствия этого ощущает каждый ученый или специалист, работающий в сфере фундаментальной науки: "Стыдно говорить, на каком уровне находится зарплата ученых...". И вместе с тем, отметил Президент, многие современные бизнесмены - "родом из науки".

В Академии остро стоит кадровая проблема: средний возраст кандидата наук - около 50 лет. Сегодня в иерархии общественных ценностей фигура банкира далеко опережает старшего научного сотрудника. Но и Академия не должна забывать о том, что она должна соответствовать требованиям современности, постоянно эволюционировать. Весьма примечательно, с точки зрения престижа РАН в современном обществе, прозвучала одна из первых фраз выступления Президента: "Рост новоявленных университетов и академий размывает значимость и роль РАН". Думается, за этой фразой стоит желание Президента и его окружения не оставлять эту проблему без внимания.

Фундаментальная наука, ее развитие - дело государственной важности, подчеркнул также В. В. Путин, об этом свидетельствует вся история России со времен Петра Первого и Екатерины Великой, которые обеспечивали ученым Академии "государственный заказ" и числили их на "государевой службе", соответственно высшим госчиновникам. И сегодня невозможно решить проблемы развития страны, укрепления ее безопасности без помощи фундаментальной науки. Пример - Отделение экономики РАН подготовило прогноз развития страны на ближайшие 15 лет, и он будет рассмотрен руководством России.

Говоря о государственной поддержке академической науки, Президент РФ сформулировал несколько пунктов. Готовится заседание Правительства, посвященное привлечению в науку молодежи, поддержке молодых ученых, научных школ. Разрабатываемые меры по решению этой задачи рассчитаны на ближайшие пять лет. Серьезно обсуждается система отсрочек от службы в армию для молодежи, определившей свой путь в науке. Решаются вопросы финансирования приборной, телекоммуникационной базы фундаментальных исследований. Государство готово оказать помощь различным фондам фундаментальных исследований. Что касается налогового бремени (в ответ на выступление Ю. А. Осипова) - эта проблема будет специально уточняться.

Как известно, программа годичного Общего собрания РАН рассчитана на неделю. Во вторник, 23 мая, состоялось годичное собрание Отделения ядерной физики, на котором выступил с докладом академик С. Т. Беляев, а в среду, 23 мая, и состоялись выборы кандидатов в Академию по этому и другим отделениям Академии наук. Сегодня на Общем собрании РАН состоятся выборы членов-корреспондентов и действительных членов РАН, с результатами которых мы познакомим читателей в следующем номере нашей газеты.