Пресс-служба Минатома сообщает
В связи с годовщиной чернобыльской аварии пресс-служба обратилась к ведущему специалисту по радиационной эпидемиологии, руководителю Российского государственного медико-дозиметрического регистра, профессору Виктору Константиновичу Иванову.

Вопрос касается медицинских последствий аварии для населения России и участников работ по ликвидации последствий аварии.

Спустя 14 лет после чернобыльской аварии – сказал проф. Иванов, - еще рано делать окончательные выводы о медицинских последствиях. В Японии радиационно-эпидемиологические исследования продолжаются более 45 лет. После Чернобыля речь идет о малых дозах облучения, для которых до настоящего времени не установлены радиационные риски на базе прямых эпидемиологических исследований. На практике используются экстраполяционные модели из области средних и высоких доз. Поэтому анализ радиологических последствий аварии является чрезвычайно сложной научной задачей, требующей многолетних радиационно-эпидемиологических исследований. Однако некоторые предварительные выводы могут быть уже сделаны.

В результате аварии радиационному воздействию подверглись две основные группы: ликвидаторы и жители загрязненных территорий Белоруссии, России, Украины. Какие основные выводы можно сделать по когорте ликвидаторов?

По данным Российского государственного медико-дозиметрического Реестра было установлено двукратное превышение частоты заболеваемости лейкозами в 1992 – 94 гг. Эти данные находятся в хорошем согласии с данными национальных регистров Белоруссии и Украины. Вместе с тем, заболеваемость лейкозами – достаточно редкое событие: его частота составляет 10 – 4 случаев в год. Поэтому радиационно-обусловленными можно считать несколько десятков случаев за все время после аварии.

По данным Российского Реестра установлено, что смертность ликвидаторов от всех причин не превышает аналогичный (стандартизированный по возрасту) национальный показатель мужской смертности. Это и не удивительно, после многолетних исследований в Хиросиме и Нагасаки было установлено, что повышение частоты смертности (от всех причин) наблюдалось среди переживших атомную бомбардировку и облученных в дозе более 3 Зв. Средняя доза облучения ликвидаторов после Чернобыля – 0,1 Зв, то есть в 30 раз ниже.

С начала 90-х годов в Белоруссии, России и Украине наблюдается драматический рост частоты заболеваний раком щитовидной железы. В наибольшей степени показатель заболеваемости раком ЩЖ вырос среди детского (на момент аварии) населения. В результате многолетних исследований установлено, что к радиационно-индуцированным могут быть отнесены около 1/3 случаев рака ЩЖ среди детей и подростков (на момент аварии) из Брянской области России.

Среди жителей загрязненных территорий, особенно мужского населения в возрасте 45 – 50 лет, наблюдается рост смертности от всех причин, который хорошо согласуется с национальным показателем смертности. Для заболеваемости лейкозами, являющимися индикаторами радиационного воздействия, среди населения чернобыльской зоны не выявлено статистически значимого превышения показателя заболеваемости над спонтанным уровнем.

“Атом-пресса”, №17, май 2000 г.