Конференции
"Телекоммуникации России: законодательство и практика"
Так называлась научно-практическая конференция, проходившая в Москве 20 марта. В ней принял участие заместитель директора ЛВТА В. В. Кореньков. Вот что он рассказал о работе конференции корреспонденту нашей газеты Надежде Кавалеровой:
Конференция такого масштаба и уровня проводилась впервые. Были представлены практически все министерства и ведомства, законодательные органы, ведущие фирмы и предприятия телекоммуникационной отрасли. Назрела необходимость в ближайшее время создать современную правовую базу для этой сферы деятельности. Во всем мире телекоммуникации занимают лидирующие позиции, они составляют значительную долю валового национального дохода, а в развитых западных странах телекоммуникации стоят на первом месте и опережают добывающие и перерабатывающие отрасли. Это динамично развивающаяся сфера и в России. По оценкам, в прошлом году эта отрасль дала 20 млрд. рублей налогов. Пока это несколько меньше, чем дают Газпром и нефтедобывающий комплекс, но тенденция такова, что, наверное, года через два телекоммуникации обгонят их в этом отношении.
Открыл и вел конференцию вице-спикер Совета Федерации, он же - председатель оргкомитета этой конференции В. М. Платонов. Было оглашено приветствие В. В. Путина. Первым выступил председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев. Он сообщил о планах законодателей по созданию правовой базы для телекоммуникационной сферы. Базовый закон "О связи" 1995 года настолько устарел, что не позволяет регулировать развитие бурно развивающейся отрасли. В ближайшие два года Госдума примет 5 основных законов – базовый "О связи", об информационных ресурсах, об электронной подписи, об информационной безопасности, об электронной коммерции. Эти законы сейчас уже прорабатываются.
Главным докладчиком на конференции был Министр РФ по связи и информатизации Л. Д. Рейман. Он обрисовал состояние дел и поднял ключевые проблемы. Среди этих проблем были следующие: как создать эффективные и равные условия развития рынка услуг связи; продвижение технологий нового поколения; создание отечественной индустрии средств телекоммуникаций; системы государственного регулирования использования радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств и т.д.
Важный вопрос поставил министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации М. Ю. Лесин - что такое информационный ресурс? Интернетовский сайт не подчиняется закону о СМИ, а вместе с тем роль Интернет в распространении информации возрастает. Пример - предвыборная кампания. Лесин поднял также проблему - регистрации частот, которые принадлежат крупным телеканалам, на конкурсной основе.
Интересным было выступление министра по налогам и сборам А. П. Починка. Он сказал, что в конечном итоге налоги должны дойти и до Интернет. На что ему ответили - эта область так бурно развивалась именно благодаря тому, что ее не "душили" налогами. Починок заверил, что первыми мы в этом не будем, а посмотрим на мировую практику - сейчас в Европейском сообществе готовится такой налоговый кодекс. Основная трудность - кто должен являться налогоплательщиком – тот, кто предоставляет услуги, или пользователь? У нас много серверов, много сайтов - кто же юридическое лицо?
Возвращаясь к правовому обеспечению круга проблем, связанных с Интернет, выскажу некоторые свои соображения. Необходимо решить задачи информационной безопасности, ответственности за информацию, урегулировать взаимоотношения с СМИ. Конечно, это сложно. Например, как поступать, если через Интернет распространяется клевета, измышления, оскорбления? Надо найти какой-то способ борьбы с этим. Но какой - трудно сейчас представить. Весь цивилизованный мир, в том числе и наша страна, вступил в эпоху информационного общества, и здесь должны быть своя этика, свои правила. Это надо воспитывать с самого детства. Интернет - благо, но нельзя позволить, чтобы это благо некоторые использовали во вред другим.
На конференции был также поднят вопрос о тарифах, о себестоимости различных услуг, о конкуренции, о выполнении антимонопольного законодательства, о роли Госсвязьнадзора в системе государственного регулирования и другие проблемы. По каждой из них был очень активный обмен мнениями. Участники конференции выработали итоговый документ и приняли решение создать рабочие группы для подготовки законопроектов.
Конференция была очень важной. Правда, пользователей я там не увидел, своих коллег не встретил. Может, это объясняется довольно солидной суммой взноса за право участия в этой конференции.