На прошедшем в марте заседании НТС Лаборатории ядерных проблем рассматривался проект нового эксперимента. Событие вполне обычное. Тем не менее, обсуждение проекта получилось достаточно оживлённым.

Авторы проекта – физики отделов элементарных частиц и встречных пучков – руководители С. А. Бунятов и Г. А. Шелков, вместе с большой группой физиков из ряда европейских центров, предложили провести на PS ускорителе в ЦЕРН эксперимент по точному измерению дифференциальных сечений рождения на ядрах мезонов протонами в интервале энергий 2 - 15 ГэВ. Прочитав эту фразу, специалист, не знакомый с мотивировкой проекта, вправе удивиться, – а что, собственно, необычного? Энергия ускорителя – далека от рекордных в наше время, да и сама тематика была актуальной, скорее, несколько десятков лет тому назад, чем ныне. И, тем не менее, авторы убеждали собравшихся (забегая вперед, необходимо отметить, что убеждали достаточно успешно) в необычайной актуальности проекта. Разгадка кроется в двух уже осуществляющихся проектах, новизна и актуальность которых не вызовет никаких сомнений.

Первый из них – проект создания ускорительного комплекса следующего за LHC поколения - мюонного коллайдера и нейтринной фабрики как первого этапа этого проекта. Ключевое место в нем занимает разработка источника и ускорителя мюонов. И в ходе этих работ стало ясно, что точность существующих экспериментальных данных по выходу пи-мезонов в протон ядерных взаимодействиях (из распада которых возникают мю-мезоны) низка, что не позволяет рассчитать оптимальную схему источника мюонов.

Второй проект, срочно нуждающийся в подобных данных, - это сверхактуальный сегодня эксперимент по поиску нейтринных осцилляций – «Суперкамиоканда». В данном эксперименте ведется поиск «неправильных» нейтрино в нейтринном потоке от солнца, и есть первые, будоражащие научную общественность, свидетельства в пользу наличия осцилляции, и, следовательно, существования массы у нейтрино. Но из-за процессов взаимодействия протонов космических лучей с атмосферой на Землю, кроме исследуемых солнечных, попадают также вторичные нейтрино, образующиеся в распадах пи-мезонов, которые, в свою очередь, рождаются в тех же самых процессах взаимодействия протонов с ядрами атомов газов, составляющих атмосферу Земли. И для правильной оценки этого фона также совершенно недостаточно точности существующих данных о рождении пи-мезонов протонами.

В отзывах на рассматриваемый проект члена корреспондента РАН С. П. Денисова (ИФВЭ) и доктора физико-математических наук Б. В. Батюни (ОИЯИ) подчёркивалась не только актуальность тематики проекта, но и ряд дополнительных аргументов в пользу данного предложения. Таковыми аргументами являются: дешевизна проекта (установку планируется собрать, в основном, из уже существующей и проверенной в других экспериментах аппаратуры) и короткие сроки его проведения (эксперимент должен быть завершен в 2002 году), что позволит физикам (молодым, в первую очередь) получить актуальные результаты в ближайшие два-три года, то есть в период сооружения и запуска ускорителя LHC.

На ближайшем заседании программно-консультативного комитета ОИЯИ по физике частиц 7-8 апреля продолжится обсуждение данного предложения. Представлять проект, наряду с руководителями группы ОИЯИ, будет его руководитель профессор Ф. Дидак (ЦЕРН).

М. ГОСТКИН, ученый секретарь НТС ЛЯП