Университет “Дубна”: новости для абитуриентов
2 апреля в университете прошел День открытых дверей, на который приглашались все выпускники города и их родители.
При открытии университета в 1994 году необходимо было решить, как организовать отбор будущих студентов. Тогда же были сформулированы три основных принципа: минимизация числа вступительных испытаний, максимальная их объективность, выбор студентов с наиболее высоким потенциалом.
Сведение к минимуму вступительных испытаний снижает нагрузку на абитуриента, так как каждый экзамен - это стресс. При этом проведение вступительного экзамена по математике обеспечивает не только выявление уровня подготовки абитуриента, но и его способности овладевать университетской программой практически по всем направлениям: от системного анализа и управления до психологии.
Традиционно число вступительных экзаменов в вузы - три, четыре и более, что заставляет абитуриента более глубоко изучать не только математику, но и другие предметы, например, физику или биологию. Но для университета “Дубна”, в котором на каждое направление принимается 10 - 30 человек, устраивать вступительные экзамены по 5 - 6 различным предметам не представляется необходимым. Практика шести лет вступительных экзаменов в университете показала, что отбор только по математике и русскому языку позволяет не пропустить сильных и отсеять слабых. Только для будущих юристов проводятся экзамены по русскому языку и истории России и для лингвистов - по английскому и русскому языкам.
Повышение объективности оценки на вступительных экзаменах шло по двум направлениям: отказ от устных экзаменов и от таких вступительных испытаний, которые допускают неоднозначную оценку. Так, университет отказался от устных экзаменов по английскому языку, хотя многие специалисты утверждали, что отбор по письменному тесту будет “однобоким”. Тем не менее, наборы лингвистов 1998 и 1999 годов (по результатам письменного теста) не отличаются по уровню от предыдущих наборов. Мы отказались от сочинений и изложений, так как оценка “литературной” части сочинения допускает элемент субъективности. В 2000 году уровень грамотности для всех направлений будет оцениваться только с помощью тестов. Но переход на тесты по русскому языку позволил нам усовершенствовать систему вступительных экзаменов в еще одном направлении.
Надо отметить, что система вступительных экзаменов в университете постоянно совершенствуется. В 1994-96 гг. на общем потоке математика была письменным экзаменом (пятибалльная система оценок) и сочинение (оцениваемое как зачет по двухбалльной системе), в 1997-99 гг. вместо сочинения введен тест как экзамен. У лингвистов в 1995 г. был экзамен по русскому языку (сочинение) и письменный зачет по английскому языку, в 1996 г. к ним добавилось устное собеседование, в 1997 г. - проводились: экзамен по русскому языку (сочинение) и устный экзамен по английскому языку, в 1998 г. экзамен по английскому языку был в виде письменного теста, а в 1999 г. по русскому языку был диктант, совмещенный с тестом по литературе (экзамен) и письменный тест по английскому языку (экзамен).
В 2000 г. вводятся так называемые совмещенные экзамены. Это означает, что экзамены по математике и письменный тест по русскому языку проходят один за другим в течение трех часов. Сначала абитуриент решает задачи по математике (2 часа 15 минут), затем листы с решениями по математике собирают, и абитуриент выполняет тест по русскому языку - 45 минут. Количество задач - 4, в 1999 г. было 5 задач. Тест по русскому языку в 1999 г. выполнялся 1 час. Аналогично проводятся совмещенные экзамены по истории и русскому языку и английскому и русскому. Надо отметить, что подобные совмещенные экзамены успешно проводятся в ряде московских вузов. Есть такой пример и в университете “Дубна”: зачет по курсу “Введение в современное естествознание” проходит в виде теста сразу по четырем дисциплинам: физике, химии, биологии и геологии.
Уверен, что такая форма экзаменов, являясь более динамичной и современной по форме, позволит всем абитуриентам проявить себя с лучшей стороны.
М. Хозяинов, профессор, проректор университета по учебно-научной работе